08.04.2008 | 19:31

"Чайка" по методу болевых точек

Если бы критики составляли рейтинг популярности классических пьес, "Чайка" заняла бы первом место. По крайней мере, в этом сезоне. Только в первых числах апреля в Москве было показано несколько версий чеховской пьесы. Зрители познакомились с "Чайкой" балетной – в постановке Джона Ноймайера и Бориса Эйфмана, а сегодня наступила очередь "Чайки" Кристиана Люпы. Это спектакль драматический, но он не менее новаторский. В основе режиссерской концепции – ранний вариант чеховской пьесы, поставленный в Александринском театре в 1896 году и потерпевший провал. Эта версия и стала отправной точкой для Кристиана Люпы, а также первой работой польского классика в России. "Чайку" Люпы показывают в рамках спецпроекта "Премьеры Александринского театра в Москве". Рассказывают "Новости культуры".

На сцене Александринки первая постановка "Чайки" провалилась с треском. Теперь этот театр привез авангардную версию теперь уже классической пьесы в Москву и покажет ее на сцене, для которой чеховская "Чайка" стала эмблемой. К гастролям на сцене МХТ Кристиан Люпа отнесся настолько серьезно, что репетицию превратил в подробнейший разбор. "Будто в первый раз" – таков принцип его театра.

Люпа умеет оставлять актеров в подвешенном состоянии. В "Чайке" нет фиксированных мизансцен. Существование актера зависит, помимо прочего, и от зрителей. Актеры обращаются к ним напрямую, буквально работают в зрительном зале. На московской премьере среди зрителей будет сам режиссер. "Мы здесь во время действия смотрим в глаза и многое понимаем – и про себя, и про людей, и про время, и с этим ты не знаешь, как будешь играть каждый раз", – говорит актриса Юлия Марченко.

Постановка Люпы способна зрителей убедить в том, что они смотрят "Чайку" впервые. Особая искренность всех звучащих со сцены слов – результат специального метода. Реформатор актерского искусства Кристиан Люпа называет его методом "болевых точек". Поведение героев определяется внутренней болью, а не репликами и действиями других персонажей. "Он пользуется Станиславским, как никто сейчас. И даже новое открывает. Он психолог невероятный", – добавляет Юлия Марченко.

Теперь признанный мэтр европейского театра Кристиан Люпа следует за Ежи Гротовским. Он занимается авангардным театром. Поэтому правда в его "Чайке" на стороне молодых реформаторов. С Треплевым и Ниной Заречной режиссер солидарен настолько, что в финале его постановки ружье не выстрелит. "Он дает надежду Нине и Косте стать художниками после краха, провала, как сам Чехов стал после этой истории в Александринке", – поясняет актер и режиссер Олег Еремин, исполнитель роли Треплева. В прошлом году он поставил свой первый спектакль в акустической трубе шестого ого яруса Александринского театра.

В Александринском театре, где сама сцена обязывает к большому стилю, появление Кристиана Люпы стало для молодых актеров настоящим событием. "Для Александринского театра – это конфликт. Он нарушил все законы Александринки", – говорят они. "Чайка" – это первая постановка польского режиссера в России, но не первое его обращение к русской литературе. "Я привозил в Россию своих "Братьев Карамазовых". А ведь у этого произведения здесь тоже существует традиция восприятия. Но, несмотря на это, реакция российской публики была спонтанной и противоречивой", – признается Кристиан Люпа. Подобные зрительские реакции будут неизбежны и на просмотре "Чайки".

Все материалы о фестивале "Золотая маска">>>