09.04.2008 | 11:10

Открывается фестиваль "Кино без границ"

"Артхаусное кино" – этот термин уже давно у всех на устах. Однако немногие представляют, что он на самом деле означает. В России "артхаусом" условно называют все фестивальное кино, ведь именно на кинофестивалях приветствуют авторские и экспериментальные фильмы, которые обычно не попадают в широкий прокат. Сегодня в столице открывается фестиваль "Кино без границ". В его программе представлены ленты, которые в свое время потрясли Канны, Берлин, Венецию, Сандэнс и другие международные киносмотры. Рассказывают "Новости культуры".

За год киновед, представитель компании "Кино без границ" Антон Мазуров успевает объездить восемь самых крупных кинофестивалей. Его задача – отобрать картины для российского зрителя. В этом году ему приходится нелегко. "Этот Берлинский фестиваль для нас остался совершенно непонятным. Такой холостой выстрел в воздух. Ради показа фильма Мадонны – непонятного, всего остального. Последний фестиваль оказался холостым", – замечает он. Однако это, скорее, исключение.

За десять лет российский зритель увидел более двухсот артхаусных фильмов. Сейчас возникла идея напомнить о фестивальных сенсациях прошлых лет и еще раз показать их на большом экране. Ким Ки Дук и Такеши Китано возглавляют список нынешнего смотра "Кино без границ". Ленты "Время" и "Такешиз" в свое время были очень популярны в России. Чего нельзя сказать, например, о фильме "Реквием" немца Ханса-Кристиана Шмида или о картинах британца Майкла Уинтерботтома, хотя оба этих режиссера хорошо известны в Европе как ведущие экспериментаторы. Уинтерботтом представлен на фестивале двумя фильмами. Это картины "Тристам Шенди: сказка бычка и петушка" и "Круглосуточные тусовщики".

"Недосмотренные" – так говорит об этих фильмах Антон Мазуров. Кинокритик переживает, что таких "недосмотренных" российским зрителем картин очень много. Например, фильмы Жака Одияра. Ленту 2001 года "Читай по губам", получившую сразу несколько премий "Сезар", в России в свое время посмотрели не больше трех тысяч зрителей. "Одияр здесь, несмотря на наши усилия, – режиссер не самый знакомый. Хотя он очень сильный. Он снимает раз в пять лет. Поэтому мы показываем два фильма. Это мы показываем половину его работ – сына известнейшего во Франции сценариста", – продолжает Антон Мазуров.

Кроме того, зрители увидят картины бразильца Фернанду Мейреллиша, боливийца Родриго Бельотта, японского классика Шинья Цукамото. В программе будет и фильм-открытие прошлогоднего Берлинале – китайская картина "Свадьба Туи", а также обладатель "Золотой пальмовой ветви" 2004 года "Олдбой" Чхан-Ук Пака. Словом, можно смело идти на любой показ – а это редкий для фестивалей случай. "При отсутствии возможности смотреть арт-кино с субтитрами широко, вкус зрителя за последние десять лет растерялся, и он идет в кино развлекаться. К развлечению артхаус не имеет никакого отношения, поэтому он загнан в резервации маленьких площадочек, которые показывают фильмы с субтитрами", – поясняет Антон Мазуров.

Субтитры, по мнению Антона Мазурова, в России до сих пор остаются характерным признаком артхаусного кино. Еще одна прелесть фестиваля – в ценовой политике, ведь целевая аудитория "Кино без границ" – молодежь, студенты. Поэтому билеты на сеансы стоят в несколько раз ниже, чем в московских кинотеатрах, прокатывающих блокбастеры.