09.04.2008 | 12:01

Исполняется сорок лет легендарному балету "Спартак"

Легендарному балету Юрия Григоровича "Спартак" сегодня исполняется сорок лет. Эта постановка перевернула все представления о героико-романтическом жанре в балете, а мастерство Владимира Васильева и Мариса Лиепы – первых исполнителей партий Спартака и Красса – и по сей день остается эталоном мужского танца ХХ века. Рассказывают "Новости культуры".

На репетиции "Спартака" собирается весь мужской кордебалет. Легионеры и гладиаторы готовятся к бою. На мечах они дерутся по-настоящему, даже не до первой крови. Особенно если в зале постановщик спектакля Юрий Григорович. "Раны, царапины, ссадины – да, но замечаешь это уже после. На спектакле не чувствуешь", – признается солист Александр Волчков.

Для Александра Волчкова отправной точкой была партия Красса, которую танцевал Марис Лиепа. Римского патриция в его исполнении по силе воздействия даже сравнивали с киногероем Лоренса Оливье, а ведь Лиепа мог вполне стать и Спартаком. Он танцевал эту партию у Якобсона, и Григорович тоже планировал взять его на эту роль – попеременно с Васильевым. "Весь образ в отрыве над землей. Хотели даже поменяться с Лиепой – нравились характеры",– вспоминает Владимир Васильев.

Дмитрий Белоголовцев танцует Спартака уже тринадцать лет. Он и Юрий Клевцов на сегодня – единственные исполнители этой партии в Большом. Пока других претендентов на их место нет – слишком тяжелые нагрузки. Однако даже самые смелые танцовщики исполняют эту партию с оглядкой на Владимира Васильева – лучшего Спартака всех времен. Характер такой силы оказался по плечу только ему. Глядя на него, возникала иллюзия, что на сцене двухметровый атлет-герой. "Когда были за границей, выходили через служебный вход, никто не обращал внимания, спрашивали: "Где Спартак?"", – рассказывает Васильев.

Партия Фригии для Анны Антоничевой стала поворотной в балетной карьере. На эту роль ее вводили в срочном порядке. Даже спустя четырнадцать лет она помнит, как до слез не давалась одна коварная поддержка. "Сейчас трудно представить, как сорок минут репетировали и не могла сделать", – признается Анна. Она и сейчас с закрытыми глазами может станцевать партию Фригии.

Людмила Семеняка получила эту роль в первый год работы в Большом. Ее партнерами были Васильев, Лавровский, Владимиров. Балерина настолько погружалась в созданный образ, что даже не слышала мощный хор. "Перед плачем когда выходила, пряталась во второй кулисе в темноте, настраивалась, набирала воздух и выходила", – рассказывает она. Сегодня Людмила Семеняка подготовила со Светланой Захаровой диаметрально противоположный характер – партию Эгины. Спутница Красса не только красавица-куртизанка, но и идеологический вдохновитель. "Это эротический танец", – убеждена Захарова.

В последние годы "Спартак" стал редким гостем в репертуаре Большого, но до сих пор на этот спектакль не пробиться. Ни один балет Григоровича не имел такой мировой славы, как "Спартак". На него до сих огромный спрос среди зарубежных имприссарио. В прошлом году Большой театр показал его на гастролях в Англии, этой зимой – во Франции.