09.04.2008 | 17:26

Алексей Медведев об артхаусном кино

Об артхаусном кино в России в студии "Новостей культуры" рассказывает кинокритик Алексей Медведев.

- Что же все-таки такое артхаус? Это жанр, направление или некое условное определение для некоммерческого кино?
- Вы знаете, очень много путаницы вокруг этого термина. Очень часто артхаус отождествляется с авторским кино, ему приписывают какое-то невероятное занудство, скуку и отсутствие интереса для массовой аудитории. На самом деле, это далеко не так. Само понятие артхаус – американское – связано, прежде всего, с прокатом. Условным зарождением его, наверное, можно считать год, когда вышел дебютный фильм Дэвида Линча "Голова-ластик" - когда всякие безумные молодые люди, киноманы, стали осаждать кинотеатры для того, чтобы этот фильм посмотреть. В тот момент стало понятно, что и у нестандартного кино существует своя аудитория, причем аудитория достаточно большая, чтобы приносить прибыль. В этот момент и возник артхаусный прокат. То есть, скажем так, это кино не для всех, но для определенной, очень активной, очень продвинутой и, я бы сказал, очень неравнодушной к кино аудитории.

- Существует ли артхаусное кино в России, и если да, то кто его снимает?
- В России все кино в той или иной степени, за исключением некоторых блокбастеров, является артхаусным. Потому что в лучшем случае большинство фильмов, снимающихся сейчас в нашей стране, выходят в одном – двух – трех, максимум – в четырех – пяти кинотеатрах. То есть это по определению ограниченный артхаусный прокат. К сожалению, это далеко не связано с артхаусными амбициями, с артхаусным честолюбием и нетрадиционным, оригинальным подходом к искусству. Но, в принципе, и у нас есть примеры настоящего артхаусного кино. Допустим, фильм "Падение в небеса" Натальи Митрошиной или "Простые вещи" Алексея Попогребского. Это действительно кино, заведомо не рассчитанное на массовую аудиторию. Но хочется верить, что это кино, которое находит и еще найдет своего зрителя.

- Правда ли, что некоторые режиссеры пытаются имитировать стиль артхаусного кино? Зачем?
- Если опять-таки речь идет о российских режиссерах, то все очень понятно, потому что у российских режиссеров выбор маленький: либо брать государственные деньги и снимать фильмы, которые практически никто, кроме коллег, не увидит; либо пытаться пробовать себя в новой индустрии российских блокбастеров, либо снимать фильмы для западных фестивалей. Для режиссеров, которые, условно говоря, ориентированы "артхаусно", на авторское кино, единственный способ себя показать – это попасть на западный фестиваль. Для того, чтобы попасть на западный фестиваль, нужно следовать определенному формату. Свой формат есть у каждого фестиваля, но, тем не менее, это вещь достаточно определенная. Может быть, при этом иногда возникает впечатление имитации. Имитации на западные фестивали не берут. Берут только свежее кино и оригинальное – такое, как фильмы Звягинцева. Это достаточно недавний пример.

Читайте также:
Сегодня открывается фестиваль "Кино без границ"