10.04.2008 | 12:18

О проблеме малых театров Петербурга

В этих театрах не бывает громких премьер. Они не могут похвастаться звездными труппами. Рецензии на их спектакли редко появляются на страницах газет. Однако у этих коллективов есть свой преданный зритель и они продолжают ставить и играть не благодаря, а вопреки обстоятельствам. О том, как выживают сегодня малые театры Санкт-Петербурга рассказывают "Новости культуры".

Артистов театра "Остров" зритель наверняка уже где-то видел. Может быть, в кино, в рекламе или у метро, раздающими газеты. В этом коллективе все привыкли сами зарабатывать на искусство. В театре нет зарплат, нет государственных дотаций, зато есть восемьдесят мест в зале и репертуар на любой вкус: от Шекспира до Набокова, от Володина до Булгакова. "Что мне на душу ляжет. Я же Карабас Барабас. У нас же частный театр. Если мне понравится, значит, я читаю актерам. Но актерам все равно не нравится. Потом, когда поставили спектакль, тогда нравится", – рассказывает художественный руководитель театра "Остров" Александр Болонин.

Впрочем, проголосовать за этот театр, что называется, рублем тоже непросто. Это частный коллектив, а значит билеты через городские кассы не продаются. Поэтому случайных людей в зале почти не бывает. Зрители заходят по-соседски и по-дружески. "Очень близко с домом. А потом здесь хорошие спектакли. Мы, правда, второй раз, но то, что смотрели, нам понравилось", – говорит зрительница Татьяна Соловьева. "Атмосферой привлек. Я люблю камерные театры – небольшие, уютные", – признается зритель Михаил Бескравайный.

Об атмосфере в этом театре говорят все: и зрители, и сотрудники. Артисты не больших, но малых театров никогда не повышают голос, обходятся без красивых поз и картинных жестов. "Я видела, как люди выходили другими людьми. И я сама, и мои друзья, и просто посторонние лица, которые я вижу. Это действительно особый вид искусства. Не такой, как зрелищный театр, где развлечения, или большие залы, куда приходят больше себя показать, чем спектакль посмотреть. Это другое. Для меня это особая отдушина", – говорит зрительница Дарья Фирсова.

Единственная возможность для частного театра получить помощь от государства – это гранты. Поэтому, например, к 300-летию Петербурга почти одновременно появилось сразу два десятка спектаклей по Пушкину, а грядущий юбилей Гоголя, судя по всему, ознаменуют многочисленные версии "Петербургских повестей". Однако главная проблема – где эти спектакли играть? Своих площадок у таких коллективов нет, а платить аренду для них не всегда по средствам. "Может быть, не всегда правильно давать лабораторным работам играть на большой сцене. Потому что есть определенный риск не собрать зрительный зал. И малая сцена – это у нас излюбленное место для камерных форм", – замечает директор Театра имени Ленсовета Валерий Градковский.

Театр Ленсовета – это, пожалуй, одна из немногих площадок в городе, которая открыта для таких экспериментов. Там, на малой сцене, работают сразу несколько камерных коллективов, причем без арендной платы. Статус театров без определенного места жительства с них это не снимает, но помогает хотя бы временно решить проблему.

Дать каждому, кто назовется театром, собственную площадку, городские власти, конечно, не могут. Однако в любом правиле бывают исключения. Антреприза имени Екатерины Орловой – это первый в России театр, где на одну сцену выходят профессионалы и люди с ограниченными физическими возможностями. Руководитель театра Геннадий Волноходец пока репетирует дома. Там же он хранит декорации, там же шьет костюмы. На спектаклях коллектив всегдас собирает аншлаги. Конечно, этот театр работает не ради денег. Он лечит, причем в прямом смысле слова. Такое искусство, уверен режиссер, просто не может быть бездомным.