11.04.2008 | 19:33

"Маргарита" – опера о неудачной любви Мефистофеля.

Одна из постановок Саратовского театра оперы и балета прошлого сезона выдвинута на "Золотую маску" по трем номинациям: "лучший оперный спектакль", "лучшая работа режиссера" и "лучшая работа композитора". "Маргарита" – это опера о неудачной любви Мефистофеля. Она создана по мотивам средневековых легенд. Музыку написал уральский композитор Владимир Кобекин. Его главная идея – "перевернуть" известный сюжет о Фаусте – дала неожиданный результат. Смешались не только судьбы, роли и чувства персонажей, но и сам авторский замысел претерпел изменения. Рассказывают "Новости культуры".

Старый корабль покосился, подобно "Титанику". В кабачке развлекаются пьяные матросы и их подруги. Фауст – состарившийся философ, Мефистофель – немного нервозный молодой человек, а Маргарита – официантка и главная героиня этой оперы. "Здесь все происходит наоборот. Не Мефистофель искушает Фауста, а Фауст искушает Мефистофеля. Он хочет, чтобы Мефистофель полюбил, тогда она станет из дьявола человеком. В результате зло остается злом, добро – добром. А жизнь Маргариты разбита", – поясняет дирижер-постановщик Юрий Кочнев.

Композитор Владимир Кобекин – автор пятнадцати опер и самый востребованный на сегодняшний день в стране оперный композитор. "Маргариту" он писал специально для Саратовского музыкального театра.

"Я с большим ужасом и опаской начинала работать над этой партией, так как материал очень сложный. Нужно быть, само собой, разумеется, оперной певицей, но и драматической актрисой – вот это очень сложно", – признается исполнительница партии Маргариты Ольга Кочнева.

Первоначально композитор писал мюзикл, но в процессе работы получилась опера – абсолютно классическая по структуре, с небольшими разговорными диалогами. Впрочем, некоторые черты мюзикла сохранились. Например, игра со стилями. В партитуре слышатся то отголоски танго, то лирическое бельканто, то русская классика.

Меломанам декорации "Маргариты" также напомнят об известных шедеврах оперного жанра: от "Летучего голландца" Вагнера до "Огненного ангела" Прокофьева, где Фауст и Мефистофель также встречаются в таверне. Пестрота жанров, доступность и запоминаемость мелодий привлекли экспертов "Золотой маски". "Мы живем в ту эпоху, когда жанры вступают друг с другом в контакт повсеместно, и чистых жанров остается все меньше. Это веяние времени, это нормально, и это эксперимент своего рода", – говорит музыковед, член экспертного совета "Золотой маски" Лариса Барыкина.

Российские театры не балуют публику постановками современных опер, не говоря уже о мировых премьерах. Владимир Кобекин и Юрий Кочнев ставили не элитарную оперу, а доступное произведение, которое привлекло бы в театр молодую публику. Для Саратовского театра это был первый подобный опыт.

Все материалы о фестивале "Золотая маска">>>