13.04.2008 | 15:40

90 лет со дня рождения Андрея Попова

"Мастером импровизаций" называли коллеги Андрея Попова. Даже сотое исполнение одной роли не освобождало актера от поисков нового, неожиданного. В паре с отцом - Алексеем Поповым - он заполнил самые яркие страницы в истории Театра Советской Армии. Не менее популярными стали и кино-работы мастера. 12 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения выдающего актера и режиссера. Рассказывают "Новости культуры".

В гримерной Андрея Попова сейчас - маленький музей. Более 20 лет он приходил сюда. Как рассказывает Владимир Зельдин, актер даже называл эту комнату своим домом. Кстати, подружились Зельдин с Поповым, стоя в очереди за пайком ко Дню Победы в 45-м. Тогда молодой Андрей Попов играл в основном бессловесные роли. Однако его короткие появления на сцене вызывали шквал аплодисментов. Уже тогда он придумал ход – сравнивал каждого своего героя с птицей или животным.

Владимир Зельдин, народный артист СССР: "Он всегда брал каких-то животных. В "Учителе танцев" взял образ собаки – соответственно у него пластика такая, грим, парик, волосы…"

Яркая импровизация – вот что Андрей Попов считал высшим актерским пилотажем. Людмила Касаткина была одной из его любимых партнерш - больше десятка совместных работ. Спектакль-дуэт "Элегия" об отношениях Тургенева и Савиной был сыгран 350 раз.

"И все время – по-новому", – вспоминает Касаткина. Импровизировать было легко – он постоянно провоцировал на это.

Людмила Касаткина, народная артистка СССР: "Входит Тургенев и говорит Марии: "Как рад я Вас видеть!" Я подаю руку и он должен ее поцеловать. И вдруг он протягивает свою руку вот так как-то, и я слышу "дждждж". Он смотрит на меня _ как я выкручусь. Раскрывает руки, и вылетает муха".

Эта же парочка покорила и Советский Экран. Картину "Укрощение строптивой" критики считают эталоном актерского мастерства.

Даже друзья актера поражались его способности перевоплощаться. То он - герой-любовник, то благодушный слуга, то скряга-отец.

В фойе Театра Российской Армии – стенд с фотографиями, афишами и сценическими костюмами. "Он давал нам полную свободу", - говорит Морозов.

Борис Морозов, главный режиссер Театра Российской Армии: "Он просто сказал: "Вы можете ставить все, что угодно". Единственный курс, который вышел на экзамен с такими постановками, как "Записки сумасшедшего" Гоголя, Ионеско, Салтыков-Щедрин – это был наш курс, он очень человек был смелый".

Знаменитый Андрей Попов легко соглашался играть в работах своих студентов. И неизменно поддерживал учеников и после окончания ГИТИСа.

Борис Морозов, главный режиссер Театра Российской Армии: "Я только-только возглавил театр Пушкина, а он работал во МХАТе. А они через дорогу тогда были. Ну вот – у Васильева сейчас Короля Лира сыграю, а потом перейду бульвар, и что-нибудь у тебя".

Однако поставить спектакль на любимого учителя Борис Морозов так и не успел. Премьеры "Короля Лира" у Анатолия Васильева тоже не состоялось.
Попов Андрей. Тихая мука несбывшейся жизни