18.05.2012 | 10:34

"Общественный просмотр" в галерее "Ковчег"

В галерее «Ковчег» к 75-летию Государственного музея Владимира Маяковского открыли выставку графических работ художников русского авангарда. Здесь созвездие имен – Кандинский, Малевич, Каменский, Бурлюк… В экспозиции есть иллюстрации к пьесам и стихам Маяковского, изображения самого поэта или посвящения ему. Но все-таки главный герой ее – время, в которое жил поэт. Рассказывают «Новости культуры».

Черное и белое, свет и тень, триумф и трагедия – таким Владимира Маяковского увидел художник Юрий Могилевский. Он не был лично знаком с поэтом, но смог взглянуть на него по-новому. Так появилась работа «Портрет Маяка» – чуть позже она стала эмблемой театра имени Маяковского.

«Художник очень четко сумел почувствовать эту внутреннюю напряженность, этот внутренний трагизм образа, – рассказывает директор музея В.В. Маяковского Светлана Стрижнева. – До Могилевского Маяковского писали, как звонкого, яркого поэта, поэта площади, поэта революции, романтического героя, здесь вы видите трагедию в глазах».

Эта выставка – еще и своеобразный взгляд на судьбы близких друзей поэта. Один из самых преданных товарищей Маяковского – футурист Василий Каменский. В экспозицию вошли его произведения 50-х годов прошлого столетия. За яркими рисунками природы кроется трагическая история сильного человека. Прикованный к постели после авиакатастрофы, Каменский рисовал левой рукой и неизменно называл себя – «Непромокаемым оптимистом».

«Наша коллекция, прежде всего – это коллекция друзей, причем не только в прямом смысле, друзей-единомышленников тех, с кем в одно время работал, с кем был знаком, с кем спорил на диспутах, пил чай у себя дома, но и друзей через годы», – отмечает Светлана Стрижнева.

Романтическую нить отражают работы Веры Шехтель – юношеской любви Маяковского. На листах из альбома изображен ее автопортрет, а рядом ее возлюбленный. Тут же представлена ранняя графика самого Маяковского, знаменитая «жирафья серия», рисунки, сделанные поэтом в альбоме Шехтель.

«Эти работы начала 10-х годов, можно сказать своеобразный портрет Маяковского, его черно-желтая кофта – цвет жирафа и высокий рост, такое отношение – свысока глядящий на всех», – говорит куратор выставки Дмитрий Карпов.

На общественный просмотр музей Маяковского отобрал и работы, которые многие увидят впервые – так например работы Елены Гуро – художницы и прозаика, с которой Маяковский начинал свой творческий путь. Из четырех тысяч произведений, хранящихся в фондах музея, на этой выставке представлена лишь малая часть – 140 экспонатов. Оставшееся – прекрасная возможность для музея представить публике другого – столь непростого Маяковского.