14.04.2008 | 19:39

"Матренин двор", или "Не стоит село без праведника"

В Театре Вахтангова – премьера. Там обратились к прозе Александра Солженицына и поставили его "Матренин двор". Это произведение положило начало такому направлению отечественной литературы, как "деревенская проза". Ставить Солженицына сложно. Режиссеру Владимиру Иванову, который решился перевести "Матренин двор" на сценический язык, понадобилось три года репетиций, камерная сцена, минимум декораций, два актера и согласие самого Александра Исаевича. Рассказывают "Новости культуры".

Идею перенести на сцену историю о судьбе простой русской женщины Матрены Васильевны – скромной, совестливой, с огромной и светлой душой – актер Александр Михайлов вынашивал почти двадцать лет. Пока жизнь не свела его с Владимиром Ивановым, режиссером Театра имени Вахтангова. Иванову идея понравилась, и, заручившись согласием Александра Солженицына, он сам взялся за инсценировку. Это оказалось делом увлекательным и очень непростым. "Там такая бездна всего, что можно рассказать о человеке, о том, как он живет, по каким законам, и прочее, прочее… Поэтому даже любое предложение, слово, абзац, мысль, период, от которого приходится оказываться, – это сложно", – замечает режиссер Владимир Иванов.

Постепенно вырисовывалась сценическая история. В селе Тальново одиноко живет пожилая женщина Матрена. Муж пропал на войне, ей даже похоронку не принесли. Все шесть детей умерли еще в младенчестве, а Матрена живет, всем помогает, никакой работы не боится. Боялась она пожара, боялась молнии, а больше всего поезда. "Поезд вылезет, глаза свои здоровенные вылупит, рельсы гудят, аж в жар меня бросает – ей Богу, правда", – говорит Матрена. Помогая перевозить бревна для дома своей приемной дочери на железнодорожном переезде, она попала именно под поезд.

"История про Матрену, но через какое-то время эта история Матрены перерастает в историю России. Сначала в историю деревни. Как Анна Ахматова сказала: "Это не Матрена попала под поезд, а это русская деревня попадает под поезд". Но здесь не только это, а вся Россия", – утверждает актер Александр Михайлов.

На одном из прогонов спектакля побывала Наталья Дмитриевна Солженицына. Сценическая версия ей понравилась. Она отметила, что, несмотря на сокращения, удалось передать самое главное – дух и содержание произведения. Актерский дуэт удивительно слаженный. Спектакль смотрится на едином дыхании, казалось бы, и внешнего действия практически нет, и мизансцены статичны. Каждый из актеров выделяет для себя что-то главное. "Для меня был главным вот этот финал, для чего написана вещь. Рассказ о том прозрении, которое наступило у героя, когда он после ее ухода понял, что это был за человек, и сумел тоже, как эстафету, принять ее ценности для себя", – говорит актриса Елена Михайлова.

В финале спектакля дом Матрены превращается в крест на погосте. Крест – как память о том, что вынесла русская женщина. Известно, что первоначально Солженицын назвал свое произведение "Не стоит село без праведника". Об этом и поставлен спектакль, именно об этом хотели рассказать режиссер и актеры.