16.04.2008 | 11:35

Первые итоги Фотобиеннале

До завершения Седьмой московской Фотобиеннале остается полтора месяца, но основные выставки – на этот раз их более ста – уже открыты. Многие отечественные и зарубежные фотохудожники лично представляли в Москве свои работы. Традиционную просветительскую линию Фотобиеннале продолжила целая серия мастер-классов звезд зарубежного фотоискусства. Чем еще запомнится Седьмая фотобиеннале профессионалам и обычным зрителям, рассказывают "Новости культуры".

Свет и цвет – вот главные темы этого месяца. Кроме того, это основа самого феномена фотографии. Об истоках первой цветной светописи рассказывает выставка автохромов братьев Люмьер. Синтез трех цветных фильтров на одной фотопластине – это был прорыв 1903 года, внедренный в массовое производство четыре года спустя и изменивший представление об искусстве фотографии. Одним из первых цветных семейных фотоальбомов Европы был альбом Луи и Огюста Люмьер. Именно они ответственны за визуальный переворот в истории XX века. "К сожалению, страсть наших дедов к открытиям и сам гений открытия нас, потомков, обошел стороной. Братья Люмьер в нашем роду – это, скорее, исключение. Я горжусь дедом, но карьеру сделал в промышленности. Очень доволен, что сейчас на пенсии. Конечно, хотел бы я быть первооткрывателем, да что поделаешь", – признается Макс-Лефранк Луи Люмьер, внук Луи Люмьера.

Каким был русский след в цветной фото-истории, можно было узнать из работ отечественных экспериментаторов – от Прокудина-Горского до Александра Родченко, чьи цветные работы ранее никогда не выставлялись.

Удивление – вот еще одна тема Фотобиеннале – 2008. Ральф Гибсон – мастер черно-белого снимка с мировым именем. Он уже второй раз приезжает в Россию для участия в Фотобиеннале. В этом году фотограф привез большую ретроспективу своих работ, начиная с 60-х и заканчивая 2007 годом. Она так и называется: "Пройденное". Если ничего не знать о Гибсоне и долго смотреть на его работы, может сложиться впечатление, что это старое кино. "Ассоциации верные. Я вырос в Голливуде и мальчиком участвовал в съемках фильмов. Мне нравится контрастное черно-белое кино 40-х, 50-х. На меня больше повлияли режиссеры, чем фотографы. Эйзенштейн, например", – рассказывает Гибсон.

О современной цветной фотографии и о современном восприятии мира рассказывают сразу пять проектов, объединенные центром современного искусства Винзавод. От размышлений об эмоциональной окраске цвета Алекса Веба до игры со светом и зрителем Георгия Пинхасова. "Свет отражается от небоскреба, дает пятно, свет дает вот такое отражение. Прищурившись, увидите пятна, как будто бы свет. Не правда ли?", – поясняет Пинхасов.

Один из завершающих выставочных проектов этого года представляет работы испанского фотографа Франсиско Гонсалеса. Он привез серию фотографий, посвященных Кордове, столице Андалусии. Франсиско родился в этом городе, но считает себя настоящим европейцем. "Кордова претендует на звание культурной столицы мира 2016 года. Это город, который веками был открыт для совершенно разных людей разных вероисповеданий – христианам, мусульманам, иудеям. Это отразилось и в архитектуре, и в моих работах", – замечает мастер.

Самый главный итог Фотобиеннале может быть таким: мир фотографии в наши дни эклектичен и насыщен цитатами, подобно работам мастера автора немецкого происхождения Андреаса Гурски. Кто-то хранит верность черно-белым снимкам и ручной печати, кто-то экспериментирует с цифровыми технологиями, а кто-то наблюдает за глобализацией мира глазами фотографов, которые с помощью светописи создают образы истории культуры и человечества.

Все материалы о Фотобиеннале>>>