16.04.2008 | 12:48

Искусство советской пропаганды из коллекции Омского музея

От агитационных плакатов до фантиков для конфет. Советская пропаганда отличалась бесконечным разнообразием форм, а к ее создателям предъявлялись особые профессиональные требования. Омский художественно-промышленный техникум имени Михаила Врубеля в 1920-е годы был одним из немногих учебных заведений, где готовили "художников-техников". Коллекция студенческих работ из частного собрания недавно пополнила фонды Омского музея изобразительных искусств. Рассказывают "Новости культуры".

Первый памятник монументальной пропаганды в Омске. Скульптор и преподаватель Омского художественно-промышленного техникума имени Михаила Врубеля Николай Виноградов в начале прошлого века сооружал свое посвящение Парижской коммуне под открытым небом вместе со своими студентами. Удивительно, но смена политических ориентиров не мешала памятнику оставаться одной из визитных карточек Омска.

Первое в Сибири здание Дома художника спроектировал тоже худпромовец Евгений Степанов. Он же стал одним из авторов уникального проекта 1960-х, который назывался "Омск – город-сад". Преподавательский состав – а среди педагогов были знаменитые строгановцы и выпускники петербургского Училища технического рисования барона Штиглица – верил в своих учеников. "Похвала" I и II степени на студенческих работах и участие в престижных международных выставках – тому подтверждение. "В Париже, на Международной выставке были представлены два плаката: "Долой неграмотность" – очень современно и актуально – и второй: "Повысим производительность производства"", – рассказывает сотрудница Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Светлана Черноок.

Худпромовцы-романтики первой волны с упорством изучали стили, работали над эскизами тронных кресел и восточных ковров. Вместе со сменой учебных программ пришла и "эстетика прямого угла". Для многочисленных агитационных лозунгов и транспарантов проектировались многомачтовые конструкции, разрабатывались интерьеры рабочих клубов и памятники вождям. В 1930-е годы худпромовцы в студенческих эскизах показывали советскому народу карамель "Рыбка" и "Клубника", предлагали обертки к шоколаду "Деревня" и папиросам "Кузнечик". "Политически правильные" обертки для мыла сразу же шли в производство. "Мыло "Пионерское" – ведь это же целая эпоха в обычной бытовой продукции. Пионеров уже нет, а обертки до сих пор хранятся у нас", – продолжает Светлана Черноок.

Отдельная страница в истории Омского худпрома – достижения студентов полиграфического отделения. "Они были очень правдивы в своем творчестве, реалистичны, искренни. Они свято верили во все, что делали", – замечает сотрудница Омского музея изобразительных искусств Людмила Чебоксарова. Преподаватель Худпрома Сергей Пахотин бережно собирал работы студентов для кабинета по изучению культуры. Теперь коллекция этого необычного ученического музея стала достоянием и гордостью Музея изобразительных искусств имени Врубеля и предметом пристального внимания студентов Омского худграфа.