16.04.2008 | 19:31

Коллекция Ростроповича и Вишневской предстанет перед зрителем

Сегодня в Константиновском дворце впервые представили знаменитую коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Напомним, в сентябре прошлого года собрание было выставлено на аукцион. Но еще до начала торгов его купил предприниматель Алишер Усманов. Рассказывают "Новости культуры".

Этой коллекции могло бы и не быть. Если бы не... Билибин. Картину "Охота" предприниматель Алишер Усманов увидел и влюбился так, что купил все собрание сразу. Восемьсот предметов. Живопись, графика, акварель, посуда, мебель... Табакерка Григория Орлова. По одной из версий - личный подарок императрицы фавориту.

Для первых владельцев эта коллекция началась с фарфора. Галина Вишневская начала собирать его еще много лет назад. Сама ездила на аукционы и торговалась. Блюдам, которые являются частью коллекции, страшно сказать, почти три века. В мире их осталось - по пальцам перечесть. Позавидует любой музей. Чтобы даже под стеклом композиция казалась объемной - особые зеркальные витрины. В Константиновском вообще постарались к раритетам отнестись с почтением. Индивидуальный подход к каждому.

Одна из значительных частей коллекции - графика. Но ее трудно экспонировать. Она не терпит прямых солнечных лучей. Поэтому установили особые витрины. И работам не вредит, и зрители могут увидеть.

Приютить коллекцию мечтали лучшие музеи страны - в том числе Русский. Но владелец выбрал Константиновский дворец. Теперь специалисты рады любой возможности прикоснуться к шедеврам. Горный хрусталь, позолота – люстра, представленная здесь, не потерпит электричества, только свечи.

Дмитрий Красильников, сотрудник отдела реставрации металла Русского музея: "Видимо, в процессе перевозки у нее отломали два рожка, которые необходимо было припаять. А вообще реставрация проводилась полная. То есть полная разборка, удаление окислов и поверхности, консервация памятников, золочение утрат".

Эту коллекцию называли самым крупным собранием русского искусства на Западе. Здесь, действительно, можно писать учебник истории. Но только до 1917 года. Принцип отбора – скорее, этический. Лишенные советского гражданства Ростропович и Вишневская, по собственному признанию, заграницей пытались построить "русский дом". Редкие послереволюционные работы говорят сами за себя. Полотно, про которое все слышали, но до сегодняшнего дня почти никогда не видели: полумифические "Большевик" Репина. Картина, на которой дородный мужчина вырывает хлеб из детских рук.

Светлана Янченко, руководитель выставочной группы, куратор выставки коллекции Константиновского дворца: "Я думаю, что первым владельцам, - я имею в виду Ростроповича и Вишневскую, - и вправду было сложно поддерживать в хорошей сохранности все предметы. Потому что коллекция громадная, многоплановая - и по материалу, и по времени изготовления".

Пока коллекцию показали только журналистам. Но после официального открытия обещают открытый доступ. А сейчас с экспонатами работают реставраторы. Их помощь - не экстренная. Просто предметы такого почтенного возраста и солидного статуса требуют особого отношения, чтобы становясь старше, эта коллекция не старела.

Все материалы о коллекции>>>