17.04.2008 | 13:58

Иконостас Анатолия Швеца в Музее современного искусства

В Московском музее современного искусства открылась выставка произведений художника Анатолия Швеца. Свои произведения он задумал и скомпоновал по принципу церковного иконостаса. К формам и смыслам религиозной живописи художник обращается для того, чтобы показать духовный мир современного человека. В его иконостасе лики канонизированных святых соседствуют с лицами современников художника. Рассказывают "Новости культуры".

Художник Анатолий Швец дружил с режиссером Роланом Быковым и поместил его образ в четвертый ряд своего иконостаса. По законам религиозной живописи в этом ряду помещают пророков. Высоцкий, Шостакович, Сахаров и отец Александр Мень заняли места в Деисусном чине. Автопортрет художника расположился в нижнем ряду – там, где обычно помещают местных святых. ВА вот в праздничном ряду – портреты любимых женщин. "Для меня праздник – это женщина", – признается художник.

Образы Анатолия Швеца состоят из двух частей. Строгая вертикаль делит лица моделей на две половины, написанные в разных манерах. Одна – реалистичная и рациональная, другая – размытая и вибрирующая, рассказывающая об эмоциях и энергиях. "Есть одна часть фигуративная, а другая – душа. Более интересного образа, чем человек, я не вижу", – говорит Анатолий Швец.

Искусствовед Андрей Толстой находит в живописной манере Щвеца и экспрессионизм, и дань современным способам изображения человека. "Та часть изображения, которая размыта, – это дань современным технологиям визуального выражения", – замечает Толстой.

Две половины образа в иконостасе Швеца образуют угол. Этот фокус заставляет и зрителей двигаться и менять угол зрения. "Когда вы двигаетесь в храме, то угол открывает новые перспективы, новый сюжет", – поясняет художник. Иконостас Анатолия Швец сам находится в постоянном движении. Художник постоянно варьирует образы собственных святых и праведников.