18.04.2008 | 19:43

Выставка работ Григория Кигеля в Бахрушинском музее

"Господин оформитель сцены". Григорий Кигель – театральный художник, имя которого хорошо известно театроведам, но очень мало говорит широкому зрителю. Ровесник ХХ столетия, в театр он пришел в двенадцать лет. Представитель "реалистической манеры", он оформил более пятидесяти спектаклей, в том числе и в Театре оперетты, в котором он проработал около двадцати лет. Персональных выставок эскизов и работ Кигеля никогда не проводилось. Первая выставка его произведений открылась в Музее имени Бахрушина. Рассказывают "Новости культуры".

Все, что делает театральный художник, обычно остается в театре и живет в сценических образах и декорациях. Выставки эскизов театральных художников проходят редко. В Музее Бахрушина сделали ставку не на популярное имя Григория Кигеля, а на качество работ, известных до этого момента лишь узкому кругу людей от театра. "Он работал почти 25 лет на Украине, потому что он там начинал. Потом – Москва, Хабаровск. С 1947 года он был главным художником Московского театра оперетты. Он сделал 25 спектаклей, про которых Татьяна Шмыга говорила: "В пятнадцати я сыграла, и все они были разные"", – рассказывает дочь Григория Кигеля, театральный режиссер Алла Кигель.

На выставку попали работы, которые удалось сохранить дочери художника. В экспозиции представлены эскизы к спектаклю "Снегурочка", который в 1937 году получил медаль на Всемирной выставке в Париже. Еще одну медаль из страны Советов тогда получил только Татлин – за свою башню. Кроме того, посетители увидят эскизы к большинству оперетт советских авторов, среди которых – "Самое заветное" Соловьева-Седого, "Белая акация" Дунаевского, – а также к постановкам "Веселая вдова" Легара и "Летучая мышь" Штрауса. Кроме того, на выставке можно увидеть образы к русским сказкам.

"Георгий Львович не легендарный человек. Были рано умерший Дмитриев, знаменитый Федоровский, но Кигеля мы не знали. Если бы такой человек был на Западе, он был бы знаментым художником. У нас за ХХ век – добрая сотня театральных художников, и все замечательные", – отмечает художник, сценограф Сергей Бархин.

Прямых наследников творчества Григория Кигеля нет. Когда-то такие декорации считали "реализмом", но в них было немало условностей и интересных деталей. Возможно, к подобным приемам в оформлении сцены еще не раз вернутся.