21.04.2008 | 19:33

"Латышские истории" от Алвиса Херманиса

От Сантьяго до Сеула, от Осло до Афин. Его спектакли видели по всему свету. В России режиссер Алвис Херманис в особых представлениях тоже не нуждается. Он лауреат "Золотой маски" и частый гость на фестивале "NET", который представляет новый европейский театр.

Сейчас Новорижский театр гостит с гастролями в Москве. Столичные театралы уже посмотрели "Соню" – один из самых популярных спектаклей, а теперь увидит и премьеру "Латышских историй". Про свои "истории" режиссер говорит: "Я нашел их на улице". О том, как "проза жизни" прижилась на сцене Новорижского театра, рассказывают "Новости культуры".

Можно было бы предположить, что кто-то из зрителей каждый день садится за руль автобуса, кто-то идет в детский сад учить маленьких воспитанников, а кто-то собирается ехать наемником в самую горячую точку планеты. Однако это было не так, ведь зрители в зале так или иначе имеют прямое отношение к театру. "Идея была несколько лет назад. Каждый нашел реального типажа в Латвии, исследовал человека и сделал спектакль", – рассказывает Херманис.

Свою героиню Гуна Зариня нашла в детском саду. Увидела заплаканные глаза воспитательницы своего сына и решила, что у нее случилась трагедия. Потом, подружившись с актрисой, воспитательница не могла даже вспомнить причину тех слез. "Я думаю, в конце концов, каждый актер, как это ни банально, сыграли себя. Я отбирала то, что я понимаю, то, что сама способна прочувствовать. Другой бы сделал другую историю", – говорит Гуна Зариня.

Среди двух десятков латышских историй есть люди разных профессий и разных судеб. Водитель автобуса, воспитанники детского дома, солдат латвийской армии. Это документальный театр в постановке Херманиса. Потому и актеры рассказывают то от первого лица, то от третьего.

Зал оживляется на словах, не требующих перевода. В финале актер рассказывает, что его герой прошел войну в Ираке, и сейчас служит в Афганистане. "У нас ощущение появилось: в женских рассказах мужчины – тряпки, а в мужских рассказах женщины тоже не очень. Мы поймали себя на том, что женщины сидят отдельно, а парни – отдельно", – замечает актер Андрис Кейшс.

В "Латышских историях" Алвис Херманис проводит социологическое исследование. Которое доказывает, что при всеобщей глобализации особенности национального менталитета пока остаются. "Латышские истории", рассказанные в Москве, – это лишь часть художественного замысла Алвиса Херманиса. В Риге этот спектакль показывают в течение шести вечеров. Только тогда, по мнению режиссера, может сложиться полная картина современного латышского мироздания.

Все материалы по теме>>>