22.04.2008 | 16:19

Михаил Фихтенгольц о премьере оперы "Кармен"

О премьере оперы "Кармен" в Большом театре в студии "Новостей культуры" рассказывает музыкальный критик Михаил Фихтенгольц.

- Постановщики "Кармен" в Большом театре решили отказаться от привычных речитативов и ввести разговорные диалоги. Насколько это на сегодняшний день правомерно?
- Думаю, что это правомерно, прежде всего, по отношению к самому композитору. Известно, что "Кармен" была написана в русле жанра французской комической оперы, в котором чередование музыкальных номеров и разговорных диалогов является обязательным. Поэтому введение разговорных диалогов, что довольно-таки ново для нашей музыкальной практики, на самом деле закономерно. Это есть возвращение к оригинальной партитуре. Сейчас именно разговорные диалоги уже приняты во всех лучших музыкальных театрах мира – от Нью-Йорка до Парижа, Берлина, Рима, Мельбурна и далее со всеми остановками.

- "Кармен" - одна из самых популярных опер в мировом репертуаре. Можно ли сегодня создать по-настоящему новый, оригинальный спектакль? Как Вы считаете?
- Думаю, да. Потому что в свое время "Кармен" поразила современников именно своей злободневностью, даже некоторой приземленностью сюжетов. В опере действуют обыкновенные люди из народа, и эти люди могли бы жить в XVIII веке, могли бы жить в средневековье, могли бы жить сейчас и могли бы жить через сто – сто пятьдесят лет. Именно поэтому каждое новое поколение режиссеров находит свой подход к "Кармен", и сюжет обогащается какими-то новыми интонациями. "Кармен" была скандалом на премьере в Париже, и с тех пор у этой оперы выстроилась череда скандальных постановок. Из последних могу назвать довольно провокационный, очень современный спектакль Дэвида Маквикара на Глайндборнском оперном фестивале.

- Чем примечателен состав исполнителей, ведь там будет много приглашенных звезд?
- Прежде всего тем, что на две главные роли приглашены двое зарубежных певцов, которые много раз участвовали в самых разных постановках "Кармен" за рубежом, в разных мировых театрах. Это тенор Жерар Пауэрс и меццо-сопрано Надя Крастева, которая на сегодняшний день является одной из самых востребованных исполнительниц роли Кармен. И очень приятно видеть в составе певцов премьерных спектаклей как штатных солистов Большого театра, так и приглашенных российских солистов. Это все очень интересные исполнители, и я думаю, каждый из них внесет нечто свое, неповторимое в новую постановку оперы.
- В прямом смысле, интернациональную. Спасибо.

Читайте также:
Новая версия оперы "Кармен". Премьера в Большом