18.05.2012 | 18:04

Виталий Горяев: художник и война

Художник Виталий Горяев начал рисовать еще в раннем детстве. Свои рисунки он отправлял в газету «Забайкальский рабочий», где их охотно печатали. В 1929 году художник приехал в столицу и по совету Владимира Маяковского, который увидел его работы, поступил в Высший художественно-технический институт. В «Новом Манеже» открылась выставка графики и акварели Виталия Горяева  «Художник и война». Экспозиция посвящена Победе в Великой Отечественной войне.  Рассказывают «Новости культуры».

Его называли «крокодилец» – почти четверть века Виталий Горяев проработал в журнале «Крокодил». Ему блестяще удавалась политическая карикатура. Персонажи художника узнавались сразу, а подтекст не требовал объяснений. Дочь Виталия Горяева рассказывает, что отец не был злым сатириком. Наоборот, к своим героям он относился с легкой ироничной улыбкой. В журнал его приняли в конце 1935 года, после знакового путешествия на пароходе.

«Тогда существовали такие агитационные пароходы. Кто читал "12 стульев", где Остап Бендер с Кисой отправляется на таком пароходе в виде художников. Вот таким художником был папа. Этот пароход проходил по Волге и Каме в 1935 – 1936 годах, назывался агит-пароход "Пропагандист"», – рассказывает дочь художника Любовь Горяева.

В начале войны Виталий Горяев работал в «Окнах ТАСС». За это время он создал много рисунков тушью и акварелью. На них – быт, люди, толпящиеся на вокзалах, дети у разрушенных домов, сцены встреч и разлук. В 1942 году Горяев был отправлен на фронт главным художником газеты «Фронтовой юмор». Именно там он познакомился с Твардовским, их дружба и совместная работа продолжились и после войны.

«С начала 1942 и до конца войны в Кенигсберге в 1945 прошли вообще в одной землянке, потому что он был редактором "Красноармейской правды", и издательства располагались вместе», – рассказывает народный художник РФ, сын художника Сергей Горяев.

После долгожданной Победы художник обратился к иллюстрациям. Первые рисунки он сделал к «Тому Сойеру» Марка Твена. 

«Как он сам сказал, мы жили тогда на Никитском бульваре, там тогда была такая кудрявая задорная девчонка, и он выбрал эту девчонку, как ни странно, в качестве модели. Даже не мальчика. Когда я подросла, я страшно обижалась и говорила: "Папа, почему ты не меня выбрал моделью Тома Сойера?"» – вспоминает дочь художника Любовь Горяева.

Была задумана целая серия иллюстраций к произведениям русских классиков – Пушкина, Гоголя, Достоевского. На воплощение грандиозного проекта у Горяева ушло почти 30 лет. Тысячи рисунков художника передают глубину и философию литературных шедевров.