10.10.2012 | 10:19

Печать. 10 октября 2012

Нобелевский комитет Шведской королевской академии наук продолжает называть лауреатов самой престижной научной премии. И пока весь мир ожидает имена-обладателей Нобелевской премии по химии, печатные СМИ продолжают делать свои ставки. Одним из основных претендентов на премию является американец Уильям Мернер, создатель спектрОметра отдельных молекул. Есть в списках и претендент из России. Это работающий в Дубне академик Юрий Оганесян. В 2000-х годах он успешно синтезировал химические элементы с атомными номерами 112-118. О других темах печатных изданий – в обзоре «Новостей культуры».

***
«Если бы молодость знала, если бы старость могла…» Фраза из эпиграммы француза Анри Этьена давно стала крылатой и послужила бы отличным эпиграфом к роману Ивана Тургенева «Отцы и дети», если бы это был роман о частном поколенческом конфликте в семействе Кирсановых. Такое предположение делает «Литературная газета» и напоминает читателям, что этот классический роман был впервые опубликован 150 лет назад, в журнале «Русский вестник». Проблему «отцов и детей» Тургенев решил в социальном, политическом и философском аспектах. И здесь основные оппозиции практически полностью сохранились до нашего времени. «Дети», по мысли Тургенева, должны бережно относиться к прошлому и настоящему своего отечества, а «отцы» – быть терпимыми к идущим им на смену и пытаться их понять», – подчеркивает «Литературка».

***
Сегодня, в дни 120-летия со дня рождения Марины Цветаевой, «Собеседник» предлагает читателям поразмышлять о том, как соотнесено ее творчество и культурный феномен, названный Серебряным веком. Точнее, как считает издание, как противопоставлена Цветаева своему времени, к которому оказалась привязана и биографически, и творчески. Обожавшая Блока, писавшая восторженные стихи Ахматовой и Мандельштаму, Марина Ивановна всем им явно противостоит. Хотя бы потому, что весь русский Серебряный век – это, как пишет «Собеседник», – культ утонченности, упадка и смерти, а Цветаева – воплощенная жизненная сила. «Попробуем научиться у нее дисциплине, работоспособности и удивительному дару независимости от гнилых эпох», – призывает издание.

***
Картина «Крик» норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка впервые будет выставлена в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 24 октября по 29 апреля, сообщает русскоязычная газета «Репортер» со ссылкой на New York Times.
На протяжении нескольких десятилетий полотно, которое искусствоведы считают одним из самых узнаваемых образов в живописи XX века, находилось в частной коллекции и никогда не выставлялось в Нью-Йорке. «Крик» не только вошел в историю искусства как шедевр экспрессионизма, но и как самый дорогой лот, установивший рекорд аукционных торгов, посвященных импрессионизму и модернизму. В мае картина была продана на Sotheby’s за 120 миллионов долларов», – сообщает газета.