23.04.2008 | 13:10

Видеоарт от Бьорна Мельхуса

В Москве открылась первая в России персональная выставка Бьорна Мельхуса – знаменитого немецкого мастера видеоарта. В центре авторской концепции – критическая оценка киноиндустрии и телевидения, переосмысление массмедиа. С некоторыми работами Мельхуса моквичи уже имели возможность познакомиться на выставке "Шизорама" в 2004 году, в специальном проекте "Через картину", который проходил в рамках Второй московской биеннале современного искусства, на пятом Медиа-форуме в рамках Московского международного кинофестиваля. Рассказывают "Новости культуры".

Видеоарт для Бьорна Мельхуса – родная стихия. По причине того, что это один из самых современных видов искусства, а еще потому, что это огромное поле для эксперимента. Экспериментировать Бьорн очень любит, причем не только с видеоизображением, но и со звуком. Вообще, звук – это отправная точка, с которой немецкий художник начинает свою работу над новой инсталляцией. Так, произведение "Autocenter drive" – "Путешествие к собственному центру" – родилось после того, как Бьорн прослушал диск Джима Моррисона "Американская молитва". А для видеоинсталляции "Беспощадная стихия" Мельхиус около двадцати часов смотрел записи новостей по телевизору. "Беспощадная стихия" – это центральная работа, которая и дала название всей выставке. Три диктора с трех экранов сообщают о надвигающейся опасности. Смысл сообщения неясен, но после его прослушивания создается ощущение тревоги.

"В своем видеоискусстве я веду спор со средствами массмедиа. Они оказывают очень сильное влияние на общество, на людей. Люди, сами того не подозревая, находятся под этим влиянием. Я считаю, что это наиболее актуальная тема в современном обществе", – говорит Мельхиус. Этой же теме посвящена и другая видеоинсталляция, в которой автор пародирует ток-шоу. В нем интимные темы выносятся на обсуждение перед широкой аудиторией. Намеренно отстраненное от эмоций, холодноватое, умозрительное, искусство немецкого художника придется по душе далеко не каждому.

"Безусловно, это работы, в которых присутствует концептуальный месседж, и этот месседж холодный, колючий. Иногда некоторые работы вызывают даже некоторое раздражение, неудобство внутреннее. Но за счет этой холодности и колючести ты чувствуешь проблематику, что заложена в этих работах", – говорит галерист, художник Анатолий Журавлев.

Бьорн Мельхиус не любит работать с актерами и все роли исполняет сам. Немецкий художник создает собственную реальность, используя самые разные инструменты.