23.04.2008 | 19:39

"Покров Евфросинии Суздальской" представлен в Историческом музее

Строгий и скормный "Покров Евфросинии Суздальской" привезли в Москву, и с сегодняшнего дня этот древний памятник лицевого шитья можно увидеть в стенах Исторического музея. "Покров" впервые покинул запасники Владимиро-Суздальского музея-заповедника, где хранится редкая коллекция памятников XVI – XVII веков. Эта выставка продолжает музейный цикл "Следы минувшего", который знакомит зрителей с шедеврами российских музеев. Рассказывают "Новости культуры".

Жития Евфросинии Суздальской стали появляться лишь в XVI веке. Первым, кто обратил внимание на ее подвижническую жизнь, был монах Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Евфросиния родилась в 1212 году. Она была старшей дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича. Когда ей исполнилось шестнадцать лет, она отправилась из Чернигова в Суздаль к своему суженому. "Князь был такой Мина. Пока она ехала из Чернигова, жених ее умер, и поэтому она осталась в Суздале и постриглась в этом Ризоположенском монастыре XII века", – рассказывает генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алиса Аксенова.

Во времена нашествия князя Батыя в 1237 – 1238 годах Суздаль был разорен. Чудом уцелел лишь Ризоположенский монастырь на окраине города. Сохранилась легенда, что над этим святым местом явился дивный свет, и Хан Батый не смог разглядеть женскую обитель. В это время там усиленно молилась инокиня Евфросиния и монахини обители. Евфросиния, несмотря на княжеское происхождение, не занимала никакой начальственной должности в монастыре и все делала своими руками. На покрове она изображена в монашеском одеянии, с крестом и свитком.

Покров Евфросинии находится рядом с залом, в котором можно познакомиться с периодом монголо-татарского нашествия. Там представлен крест-мощевик с изображением ее отца, князя Михаила Черниговского, который погиб от рук хана Батыя в Золотой Орде. "Этот зал, в котором мы ее выставлдяем, рассказывает о культуре Андрея Рублева. Это XV – XVI века, и именно здесь находится пелена с Евхаристией 1410 – 1416 года, среди икон этого времени", – говорит ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея Людмила Савченкова. Лицевое шитье такового уровня близко к произведениям иконописи.