24.04.2008 | 11:11

Собрание княгини Марии Тенишевой в Русском музее

Художница, коллекционер, меценат, неслучайно современники называли княгиню Марию Тенишеву "гордостью России". Всю жизнь эта удивительная женщина посвятила приумножению славы отечественного искусства. Она передала около пятисот работ крупнейших мастеров XIX века из своей коллекции в дар Русскому музею. Более ста из этих произведений можно увидеть на выставке "Собрание княгини Марии Тенишевой". Экспозиция посвящена 110-летию первого музея национального искусства. Рассказывают "Новости культуры".

Ее портреты рисовали Репин, Соколов, Бенуа, она дружила с самыми яркими художниками своего времени и покупала их лучшие работы. Хрупкая женщина, княгиня Мария Тенишева стала одним из четырех столпов в основании Русского музея. 110 лет назад, к его открытию, она подарила музею свою коллекцию графики и акварели. Сегодня на выставке представлены произведения XIX века. В анфиладе залов – графика Саврасова, акварели Айвазовского, наброски Брюлова, работы Клодта, Врубеля. Теперь эти картины известны всем, а когда-то их оценила, приобрела и передала Музею Мария Тенишева.

"Этот охотник в ярко-красной рубахе кисти Соколова, он из ее коллекции и теперь принадлежит Русскому музею. То есть можно называть такие конкретные вещи, которые стали "хитами" – как теперь принято говорить – истории русской графики и Русского музея", – говорит заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Среди всех произведений Тенишева более всего ценила картины "Общества русских акварелистов" и резной шкафчик, который служил ей напоминанием о Музее Русской старины в Смоленске. За художественной ценностью коллекции княгини строго следил ее друг и помощник Александр Бенуа. Скорее всего, именно он посоветовал Тенишевой приобрести несколько рисунков Ивана Шишкина. Они дополнят крупнейшую в истории Петербурга выставку художника, которая откроется в Русском музее через пару дней. В музее обещают, что такого Шишкина еще никто не видел.

"Мы очень часто знаем имя, и нам кажется, что мы уже знаем историю искусств – даже специалистам, даже искусствоведам. Я думал, что знаю Куинджи, посмотрел, и для меня это стало открытием – такие новаторские, интереснейшие вещи, такая работа с цветом. Так же и с Шишкиным. Я уже пробежался по залам – в таком объеме я его, навреное, не видел никогда", – признается директор Государственного Русского музея Владимир Гусев.

С одной стороны этой выставке Шишкина трудно будет соревноваться с прошлогодней экспозицией в Третьяковской галерее, ведь тогда в столицу привезли работы художника из всех провинциальных музеев. Однако в Русском музее сделан особый акцент не на Шишкина-живописца, а на Шишкина-гравера. Его пейзажные литографии и офорты критики называют "маленькими шедеврами" и ставят иногда даже выше знаменитых картин "Утро в сосновом лесу" или "Корабельная роща". Хрупкие рисунки редко покидают стены сокровщницы. Исключение сделали только ради юбилея Русского музея.