25.04.2008 | 00:00

Индустриальные музеи на телеканале "Культура"

Телеканал "Культура" представляет 14-серийный цикл "Индустриальные музеи".

Смотрите по пятницам в утреннем эфире.

Современный человек, привыкший ко всем благам цивилизации, часто перестает видеть чудо в том, что его окружает. Однако нынешние и не так давно существовавшие предметы быта могут многое рассказать и о нас самих. Предметы быта – своеобразные приметы времени, они становятся основой коллекций индустриальных музеев, которым и посвящен одноименный цикл.

Историк Сигурд Шмидт: "Каждое явление рассматривается через какое-то время в двух планах: что оно значило для своего времени и какова его ценность для последующих поколений". Именно такой угол зрения представлен в новом цикле "Индустриальные музеи" на телеканале "Культура".

Как появились единицы измерения? Что такое "ведьмины весы" и зачем их использовала инквизиция? Кто первым придумал "венский кофейный стул", на котором сидели музыканты оркестра Штрауса, а потом акробат Жюль Шируа, Чарли Чаплин и даже Лайза Минелли в фильме "Кабаре"? Как делается кресло-качалка? Как развивалась мода на очки? Почему самое известное немецкое печенье называется "Лейбниц"? Сколько видов оригинальных приправ существует на земле? Как наказывали мошенников, продававших поддельный шафран в средневековой Германии? Когда были изобретены туфли-лодочки? Как производят шоколадные плитки? Ответы на эти и многие другие вопросы зрители телеканала "Культура" узнают из цикла "Индустриальные музеи".

Первые серии цикла - "Германский музей железнодорожного транспорта" и "Музей моделей железных дорог". Музей железнодорожного транспорта хранит историю немецких железных дорог. Оказывается, внешний вид вагонов поездов нередко менялся из-за личных амбиций и вкусов правителей Германии. Несмотря на то, что еще в XIX веке каждый королевский двор располагал собственным поездом, особо отличились Людвиг I Баварский, установивший на крыше вагона золотые корону и герб, и Людвиг II, приказавший установить в поездной золотой гардероб. В ХХ веке большое влияние на развитие железной дороги оказал Адольф Гитлер: сохранился даже проект ширококолейной системы, которую он собирался внедрить, чтобы проще было демонстрировать богатства завоеванных стран. Красочные и наглядные иллюстрации основных моментов развития железнодорожного транспорта (к примеру, "битва с автомобилями") представлены в музее на диорамах.

Музей моделей железных дорог, основанный компанией "Мерклин" в городе Геппингеме также знакомит с историей железнодорожного транспорта, но с помощью игрушек. Представитель музея Рональд Гаугеле рассказывает: "У нас представлена модель первого в Германии локомотива с вагонами. С него и начинается история железнодорожного транспорта. В коллекции нашего музея также нашла отражение и история самих моделей железных дорог. Самую первую из них сыновья основателя компании "Мерклин", Карл и Ойген, представили на весенней ярмарке в Лейпциге в 1891 году".