25.04.2008 | 11:33

"Красный. Коричневый. Вчерашний бутерброд". Борис Михайлов

Сегодня в столице открывается выставка Бориса Михайлова – фотографа, которого называют "лицом постсоветского искусства на Западе". Шокирующая и ностальгическая эстетика его работ принесла Михайлову мировую известность и множество престижных наград, включая шведскую "Хазелблад" – своего рода "Нобелевскую премию для фотографов". Сейчас художник живет в Германии, а в России выставляется крайне редко. Экспозиция "Красный. Коричневый. Вчерашний бутерброд" представляет три самые знаменитые серии его работ. Рассказывают "Новости культуры".

Давным-давно, когда в наступление коммунизма люди уже перестали верить, а новая жизнь еще не началась, харьковский инженер Борис Михайлов, взял в руки фотокамеру и решил зафиксировать все происходящее вокруг. Поскольку реальность была двояка, если не абсурдна, особый михайловский прием возник сам собой. "Я тогда вообще не занимался фотографией, нечаянно проявил две пленки, сложил их вместе, а потом смотрю – класс какой. На просвет посмотрел слайды, и получилась целая куча еще никогда не виданных фотографий, и после этого я стал чувствовать, что я фотограф", – рассказывает Михайлов.

Выставка составлена из трех серий. Первая представляет "двухслойные" работы. Она и дала название выставке. Тяготеющая скорее к живописи, это серия противопоставлений: официальное – неофициальное, свобода – несвобода, вера – недоверие и так далее. Еще одна серия была созданна с помощью панорамной камеры "Горизонт". Это, так называемая, "коричневая" серия конца 80-х. "Когда распалась советская жизнь и ухудшаться стала, я отразил это для себя. Было плохо, плохо, плохо, эта серия называется "У земли". Можно было выйти на улицу, и за один месяц можно было снять все", – продолжает фотограф.

Бомжи, юродивые и просто маленькие люди в большом и неказистом мире – вот герои Бориса Михайлова. Главное, по мнению фотографа, – фиксировать реальность. Остается только один вопрос: пройдут ли эти фотографии испытание временем? Будут ли интересны эти герои сегодня? "В какой-то мере, важно найти этого нового человека. Вот средний человек, он, вроде бы, и не интересен визуально – советский человек, высший человек не становится героем, а бомжи сейчас перестали быть интересными", – поясняет Михайлов.

Безусловно, мифология 2000-х, с ее специфическими героями – вроде офисных работников и представителей среднего класса – только начинает появляться. Настораживает лишь тот факт – что если они действительно станут новыми героями на фотографиях? Не потеряет ли Борис Михайлов свой неофициальный титул: "лицо постсоветского искусства на Западе"? Ведь эта тема уже не будет столь экзотической.