25.04.2008 | 12:34

О традиции знаменных распевов

Совсем скоро православный мир отметит светлый праздник Пасхи. Во всех храмах будут звучать пасхальные песнопения, в основе которых – знаменный распев, сохранившийся до наших дней со времен средневековья. Впрочем, как его правильно исполнять, знают немногие, и далеко не все знамена удалось расшифровать. Об уникальных книгах, хранящих тайные знаки прошлого, рассказывают "Новости культуры".

Шкаф композитора Сергея Танеева – это его дар консерватории. В нем хранятся ноты, которые были написаны задолго до открытия самой консерватории. Впрочем, нотами их назвать сложно. Это книги XV – XVII веков, с красивыми кожаными обложками, замками и тайнами.

Знаменный распев – основа всей русской музыки – представляет собой систему значков или знаков, а по-древнерусски – знамен. Отсюда и появилось и название распева – "знаменный". Также знаки назывались "крюками", а нотация, соответственно, "крюковой". Специалист по крюкам и знаменам Галина Малинина говорит, что в этом повинна обыкновенная статистика. "Название нотации произошло от того, что крюк – самый популярный в этой записи", – рассказывает она.

Знаки похожи на систему иероглифов. Каждый обозначает не одну ноту, а целую мелодию – от трех до пятидесяти и даже восьмидесяти нот. Певцы заучивали их наизусть. Все знали, что обозначает, например, знак стрелы. "Мы запускаем стрелу. Она летит вверх, а вместе с ней и мелодия. А вот рядом называется знак "Два в челну". Он обозначает покачивание", – продолжает Галина Малинина, специалист отдела рукописей и редких изданий Московской консерватории.

Чуть позже, в XVII веке, появились дополнительные пометы – буквы, которые показывали точную высоту звука. Вместе с ними возникли азбуки, разъяснявшие систему знаменного пения. Знамена стали писать на древнерусском.

Некоторые современные студенты тоже учат знамена и даже предпочитают их нотам. В Университете культуры восемь лет назад открылся факультет древнерусской певческой культуры. Там готовят певцов, которые исполняют духовную музыку по крюкам. Студенты выучивают знамена к концу второго курса и уже не представляют, как можно петь по-другому. "Наши студенты настолько привыкают к крюкам, что, когда мы даем им ноты, они говорят: "Да что же вы нас путаете?"", – замечает заведующая специализацией древнерусской певческой культуры Ирина Киселева. "Впервые их услышав, они ложатся. Они логичны, понятны. Самое то", – считает студент второго курса Московского государственного университета культуры Игорь Середкин.

Впрочем, профессор Московского университета Татьяна Владышевская, посвятившая много лет изучению знаменного распева, говорит, что все не так понятно. "Очень мало рукописей знаменных. Не расшифровываются, потому что не поддаются расшифровке. Пока", – поясняет она. Тем не менее, расшифрованные знаменные распевы поют, как это было пять веков назад.