25.04.2008 | 12:53

Фото 60-х – 70-х в Центральном доме художника

Советское фотоискусство 1960-х – 1970-х годов. Пять сотен фотографий этого периода разместила в Центральном доме художника столичная фотогалерея, которая носит имя Братьев Люмьер. Прототипом этой экспозиции стала выставка фотокорреспондента журнала "Огонек" Николая Драчинского под названием "СССР: страна и люди в фотографиях". В 1968 году она объехала пятьдесят стран мира. Тогда это был наш ответ американцу Эдварду Стейхену, который показал миру фотовыставку "Род человеческий". Спустя сорок лет кураторы объединили работы участников знаменитой выставки Драчинского и представили их в Москве. Рассказывают "Новости культуры".

В 1975 году снимок с конкурса парикмахеров доходил до читателей журнала "Огонек" в кадрированном варианте – без лозунга. Сегодня документальные свидетельства эпохи оттепели можно выставлять без оглядок на цензуру. "То, что было тогда, сегодняшними глазами. Многие из выставленных здесь снимков не выставлялись тогда. Владельцы удивлялись, что сегодня они кому-то интересны", – замечает куратор выставки Наталья Григорьева.

Современным кураторам сейчас проще, чем когда-то было организатору известной выставки "СССР: страна и люди в фотографиях" Николаю Драчинскому. Из снимков, сделанных в 1960-е – 1970-е годы, они отобрали только образцы фотографического искусства. "Всегда работы Грановского идеально отточены, абсолютно ничего лишнего", – говорят современные галеристы. Специально для выставки были сделаны крупноформатные отпечатки известных снимков. "В те годы никогда ручную печать не делали таких форматов. Это было исключением разве что для больших выездных выставок", – добавляют они.

Большинство из представленных снимков были хитами своего времени. Например, фотография летописца Москвы Наума Грановского украшала заставку программы "Время". За уникальностью каждого снимка видны и общие черты искусства эпохи оттепели. Это было время, когда фотография становилась более демократичной, появилась широко доступная техника, стала возможной свободная съемка.

Одной из эмблем свободы стала детская непосредственность. Владимир Лагранж снимал юного "Вратаря", Лев Бородулин – "Пионеров Ленинграда". Несмотря на единую униформу, походка и выражения лиц у детей были разными.

На отдельном стенде представлены культовые фигуры: Тарковский, Рихтер, Вознесенский. Неофициальных художников снимал Игорь Пальмин. Особое место на выставке занимает прибалтийская фотография. По меркам советских времен она отличалась невиданной вольностью. Выставка "Фото 60-х – 70-х" стала первой в масштабном проекте "Антология русской фотографии ХХ века".