25.04.2008 | 17:00

Елена Петровская о творчестве фотографа Бориса Михайлова

О творчестве фотографа Бориса Михайлова в студии "Новостей культуры" рассказывает кандидат философских наук Елена Петровская.

- Вы написали о Михайлове несколько работ. Почему Вас, философа, заинтересовало творчество этого художника?
- Я думаю, меня заинтересовало то, что заинтересовало многих зрителей. Это особенный эффект его работ, это особенное настроение, если хотите, которое они передают. И мне тогда показалось, что значение этих фотографий не ограничивается их тематикой. Есть что-то в этих фотографиях, что требует их расшифровать, но не на уровне исторических знаков, а как некоторые меты памяти, если хотите. Причем памяти, которая является не вашей индивидуальной, а достоянием целого коллектива. Когда мы говорим о том, что Михайлов является фотографом советского, мы как раз имеем в виду этот особый опыт, который запечатлен и отображен в его снимках.

- Насколько полно нынешняя выставка отражает творчество фотографа?
- Вы знаете, конечно, никакая ретроспектива не в состоянии передать творчество фотографа полностью. Тем не менее, здесь есть ряд серий, которые для Михайлова очень значительны. В последнее время он особенно увлечен своим "Вчерашним бутербродом". В прошлом году он издал книгу в британском издательстве, и сегодня в Москве он представляет работы из этой серии. Фактически, он применяет в них кинематографический принцип "двойной экспозиции". Это наложение двух фотографий. Вы знаете, я думаю, что сегодня эти фотографии действуют, как образы памяти. Мы этого не помним, но мы это узнаем.

- Успех Михайлова на Западе нередко объясняется тематикой его работ: условно говоря, советская экзотика и чернуха. Что Вы об этом думаете?
- Я думаю, что можно кого угодно обвинить в чем угодно, и к Михайлову это имеет очень небольшое отношение. Если мы, конечно, хотим идти по пути внешних ассоциаций, или просто мы хотим отдаться в руки публичному скандалу, - может быть. Конечно, Михайлов снимал бомжей, и эффект этой серии шокирующий. Но в этой серии есть то, что не только искупает саму затею, само предприятие. Это то, что позволяет нам извлечь из небытия ту категорию людей, к которой социум не испытывает никакого интереса. Это очень гуманная фотография.

Читайте также:
"Красный. Коричневый. Вчерашний бутерброд". Борис Михайлов