26.04.2008 | 12:37

Социальный художник Борис Михайлов

Столичный Музей актуального искусства "Art4.ru" представляет выставку под названием: "Красное. Коричневое. Вчерашний бутерброд" Автор произведений – Борис Михайлов. Он единственный русский лауреат "Нобелевской премии для фотографов" – шведской премии "Хазельблад". Мастер неслучайно заслужил титул "лица постсоветского искусства на Западе". Неофициальное признание пришло к нему еще в 70-е годы – за неприукрашенное отражение советской действительности. Рассказывают "Новости культуры".

Внимание к неприглядным сторонам жизни и нарочитая естественность – таковы основные черты искусства Бориса Михайлова. Некоторые даже называют художника "патологоанатом от фотографии". "Если смотреть на Михайлова как фотографа, то любой фотограф скажет вам, что это очень плохая фотография. На самом деле, это концептуальный проект, он мыслит сериями, альбомами", – считает арт-критик Александр Панов.

В Музее актуального искусства "Art4.ru" выставлены три серии Михайлова. Серия "Вчерашний бутерброд" возникла из ассоциативного наложения двух образов: например, женщина и бесконечная стройка. "Здесь есть напряжение между официальностью и приватностью. Такая женская беззащитность, которая ассоциируется у меня с тем временем", – рассказывает Михайлов. Он имеет в виду время советское.

Серия для Михайлова начинается тогда, когда он случайно находит точный образ. "Красная серия" сложилась, когда был найден советский антигерой. "Идеология гласила, что советский человек молод, а здесь жлоб такой, и для меня он олицетворяет то время", – поясняет художник. "План, пласт, горизонт советского очень точно выразил, но этим не ограничивается его творческий опыт. Просто это мир человека, это человек вообще", – замечает куратор Иосиф Бакштейн.

Документальная серия фотографий "У земли" появилась в 1982 году. Название Михайлов придумал, ориентируясь на литературный образец – пьесу Горького "На дне". Себя как художника этой серии он сравнивает с передвижниками. "Михайлов поражает нас тем, что возвращает нам память, носителями которой мы не являемся. Благодаря его фотографиям мы узнаем то, чего мы не можем помнить", – замечает философ Елена Петровская. Борис Михайлов – один из главных героев ее книги по философии фотографии.

Работы художника провоцируют философа на размышления, зрителя – на эмоциональные реакции. Они редко бывают позитивными. Тем не менее, то, что в 1990-е годы называли чернухой, с годами приобретает лирико-метафизический оттенок. Борис Михайлов не перестает быть социальным художником и сегодня. Приезжая в Москву из Германии он присматривается к новой натуре. "Меня интересует класс охранников", – признается он.

Читайте также:
"Красный. Коричневый. Вчерашний бутерброд". Борис Михайлов

Елена Петровская о творчестве фотографа Бориса Михайлова