26.04.2008 | 22:17

Православный мир готовится к Светлому празднику Пасхи

Православный мир готовится к Светлому празднику Пасхи. В храмах звучат "знаменные распевы" - Великую Субботу завершают Крестный ход и праздничные богослужения. Днем же прихожане освящали куличи и яйца. Яйцо – один из символов Воскресения Христова. Окрашенные в разные цвета – по преимуществу в красные оттенки - расписанные орнаментами и рисунками, такие яйца называют писанками или крашенками. Исконным православным традициям и обычаям посвящен материал "Новости культуры".

Колокола храмов молчат. До Светлого праздника Пасхи осталось несколько часов, которые создатели его необходимого атрибута – праздничных пасхальных яиц – тратят с пользой. Можно еще успеть расписать несколько экземпляров. И научить желающих делать то же самое.

Альмира Солодилова пытается научить съемочную группу "Новостей культуры" нарисовать на пасхальном деревянном яйце ангела. Как выясняется позже, тщетно.

Альмира пытается утешать, говоря, что поверхность яйца не очень хорошо прошкурена. Потому и неудачи. Но – судя по собственному опыту – скажем, что это все очень непросто. Важен размер и материал… Кисточки. Должна быть беличья, четвертого размера. Важно знать, какие краски с какими смешивать, чтобы получился нужный для цвета волос ангела терракот. Все это познается на собственном опыте. Горьком, но приносящем результаты.

По словам корреспондента, хотя собственноручно сделанное яйцо получилось не очень хорошо, зато в редакцию отправляется настоящее яйцо от мастера. Причем с надписью "Культура".

Другому мастеру – Елене Ковиной – решили не мешать, а просто смотреть и задавать вопросы.

Елена Ковина, мастер: "Профессионал должен расписать, его не касаясь. Этой технике уже больше ста лет. Я использую акварельные краски. Но художники используют, например, темперу. Здесь – гуашевые краски. Здесь – тоже акварель".

Пасхальные яйца создает и художница Большого театра Ирина Тарфеева. По их декоративности сразу понятно, что работал человек сцены. Эти и другие – яйца XIX века – представлены на выставке уникальной миниатюры. Яйца из дерева, перламутра и функциональные яйца-рюмки.

Игорь Кондратович, арт-директор выставки "Православная миниатюра V – XXI веков": "Два яйца соединялись между собой, как две половинки, и на празднике разъединялись, ставились, как две рюмки, и вино употреблялось".

Однако непревзойденной вершиной – и по ценности, и по стоимости – остаются яйца Карла Фаберже. Ювелир делал их по заказу последних Романовых. Монархи, в свою очередь, дарили эти произведения искусства своим женам. Те не держали яйца в пределах Отчизны, а охотно демонстрировали монаршее богатство за границей. Например, на Всемирной выставке в Париже, после которой ювелиры всего мира назвали Фаберже мэтром. Несмотря на то, что последнее из его яиц было сделано из артиллерийской стали.

Татьяна Мунтян, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля: "Какова была политическая ситуация – в зависимости от этого менялись тематика и материалы пасхальных яиц. Яйца Первой мировой войны были из простых материалов. И вовсе не потому, что у Фаберже не было золота. Нет, просто таково было веление времени".

Однако время, кажется, не имеет власти над обычаями Храма Илии Пророка. Отец Николай рассказывает, что первое упоминание о нем относится еще к XVI веку. Храм был построен за один день – потому и называется Обыденным (один день по-церковнославянски). Несколько раз церковь горела, но ни разу – даже в советское время – не закрывалась. Потому обычаи в ней сохранились еще старинные. Один из них – развешивать перед иконами на Пасху яйца.

Отец Николай говорит: "Яичко. Сюда продевалась ленточка, и сюда подвешивалось яичко".

Все это делается в первый день после Пасхи, в воскресенье вечером. Поэтому пока фарфоровые и деревянные, сделанные еще до революции, яйца убирают в коробку. Ненадолго. Колокола храмов скоро перестанут молчать - до Светлого праздника Пасхи осталось совсем немного.