27.04.2008 | 15:36

Выставка "Жития святых на иконах"

Светлому празднику Пасхи посвящена экспозиция в Архангельском музее изобразительных искусств. "Жития святых на иконах" - уникальная коллекция северных иконописных шедевров XVI – XIX веков. Один из древнейших в православной живописи жанр пришел на Русь из Византии. Главная особенность всех житийных икон – гармоничное сочетание вселенских мотивов с земными сюжетами. Подробности – у "Новостей культуры".

В архангельском музее изобразительных искусств коллекция древнерусского искусства насчитывает порядка четырех тысяч экспонатов. Житийные иконы занимают особое место.

Сергей Неверович, сотрудник музейного объединения "Художественная культура русского Севера": "Икона жития – это особый вид искусства. Синтез изобразительного искусства и литературы. Дело в том, что когда кого-либо причисляли к святым, на это время была готова книга с жизнеописанием, которую писал его современник, знавший эту личность".

Житийный образ – это икона, в которой центральное изображение святого окружают небольшие клейма со сценами из его жизни. Они повествуют о главных событиях жизни святого, о мучениях, которые он принял, о чудесах, прославивших его имя. В XVI-XVII веках в северной иконописи сложился свой пантеон наиболее почитаемых святых, среди которых, безусловно, выделяются образы Богоматери и святого Николая. На Архангельском Севере существовали "региональные предпочтения". Образ святого Николая получил почти повсеместное распространение. Однако наибольшее число храмов и образов ему посвящали в Поморье. Его чтили за то, что в его житии значительное место занимали чудеса спасения на море. В православной среде бережно хранилась память об основателях северных монастырей – Зосиме, Савватии, Антонии Сийском, и праведниках – Артемии Веркольском и Прокопии Устьянском.

Сергей Неверович, сотрудник музейного объединения "Художественная культура русского Севера": "Артемий Веркольский – один из примеров исключительной личности в пантеоне наших святых. Другой такой иконы ни одна коллекция русских музеев не имеет".

Четыре иконы на выставке посвящены пасхальной теме. Причем среди них есть и подписные иконы, на которых установлены имена иконописцев -Александра Брагина и Богданова-Карбатовского. Русские иконописцы позволяли себе вводить в икону ряд деталей. Необычайно интересны такие изображения, как корабли на воде около монастырей, монахи и гости монастыря, хозяйственные строения и предметы быта северного крестьянства. Житийные иконы являются важной изобразительной летописью, дополняющей историю края.