28.04.2008 | 11:00

Седьмой Пасхальный фестиваль открыт

Седьмой Московский Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева открылся в столице. Благодаря насыщенным концертным программам и участию мировых звезд уже шесть лет подряд он становится одним из главных событий музыкального сезона. Приветствие участникам фестиваля направил президент России Владимир Путин. В этом году концерты фестиваля пройдут в двадцати городах России, в том числе впервые – во Владикавказе, на родине Валерия Гергиева, где маэстро не выступал уже десять лет. Среди "звездных" участников – Юрий Башмет, Анна Нетребко, Ульяна Лопаткина, Вадим Репин. Публику ждут лучшие спектакли Мариинского театра, симфонические премьеры, и, конечно, традиционная для Московского Пасхального форума, уникальная Звонильная неделя. Рассказывают "Новости культуры".

Использовать все производственные мощности звонниц Храма Христа Спасителя – такова задача устроителей Звонильной программы Пасхального фестиваля. В процессе подготовки звонари обменивались опытом. На соседних колокольнях работали мастера из Литвы и Архангельска, Тюмени и Эстонии. Самое интересное в программе Звонильной недели будет представлено 1 мая.

"Зазвонят сразу три деревянных колокола. Попытались сосредоточить то, что есть в Кижах, Новгороде. Это пройдет в Кремле Измайлово", – рассказывает руководитель программы Звонильной недели, главный звонарь Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов.

Валерий Гергиев, прилетев в Москву ранним утром, рассказывал журналистам о фестивале, а уже днем репетировал в Большом зале консерватории. Репетицию начали с "Озорных частушек" Щедрина.

На Седьмом Пасхальном фестивале будут исполнены сочинения трех современных авторов, наряду с произведениями главного героя фестиваля – Римского-Корсакова. Родион Щедрин считает Валерия Гергиева человеком, который может по-новому открыть сочинение даже самому композитору. "Я слышал много раз это произведение, но деталей не слышал", – замечает Щедрин. Гергиев говорит: "Нужно концовку зафиксировать. На всякий случай", – поясняет Гергиев. Фиксировали не только концовку, но и каждый фрагмент партитуры. Все это происходило под бдительным оком Родиона Щедрина.

"Работать с ним – наслаждение. Он работает с таким азартом... Каждой мелкой детали он свое внимание уделяет", – восхищается Композитор. "Ярче играть эту кульминацию?", – спрашивает маэстроГергиев. "Все говорите идеально правильно", – соглашается Щедрин. "Я сделаю такой маленький трюк", – обещает Валерий Абисалович. Трюков было сделано немало, но Валерий Гергиев не успокаивался. "Мы никогда не играли это произведение. Я играл в Вашингтоне, а оркестр никогда не играл", – признается он.

Гергиев до последнего момента сам проверял, как звучит оркестр и соло из зала. Причем не только в сочинениях Щедрина, но и в произведениях Римского-Корсакова. "Чуть менее эмоционально, чуть более паряще", – просит маэстро. Парящего, а не музейного Римского-Корсакова хочет на этот раз показать Гергиев в Москве. Отметив, что Мариинский театр должен быть уютным домом для всех русских композиторов, он составляет целые монографические концерты из сочинений Чайковского, Шостаковича, Римского-Корсакова. "Их присутствие не должно уходить в небытие и затем возвращаться лет через двадцать – тридцать откуда-то из пыли, в которой люди теряют ощущение каких-то знакомых контуров", – считает он.

Поэтому на этот раз в программе фестиваля будут представлены оперы "Хованщина" Мусоргского и "Псковитянка" Римского-Корсакова. Гергиев открыл свой фестиваль сочинением одного из родоначальников петербургской композиторской школы, ведь увертюра "Светлый праздник" Римского-Корсакова так подходит для светлого Пасхального фестиваля.

Все материалы о Пасхальном фестивале>>>