28.04.2008 | 12:15

Пасха круглый год – в Музее истории религии

Сегодня невозможно представить себе пасхальное поздравление без подарка – расписанного яйца. По преданию, яйцо – символ вечной жизни – принесла императору Тиберию Мария Магдалина вместе с вестью о воскрешении Христа. Обычай дарить яйца на Пасху в Европе существовал еще в средние века. В России изготовление украшенных пасхальных яиц тоже было старинным и почетным ремеслом – от скромных деревянных писанок до шедевров Фаберже. Главному атрибуту самого светлого христианского праздника посвящена выставка в Государственном музее истории религии. Рассказывают "Новости культуры".

О драгоценных, усыпанных россыпью брильянтов пасхальных яйцах Фаберже знают все. Этот символ роскоши императоры преподносили своим супругам на Светлый праздник Воскресенья. Им сразу отводили место в сокровищнице. А вот Красный угол с иконой в дворцовых палатах, как и в простых избах, украшали расписными деревянными и фарфоровыми яйцами. За семью печатями хранилища Музея религии собраны памятные подарки от придворных. Ярко-красные пасхальные яйца с вензелями были поднесены в дар императору Николаю Второму и Марии Федоровне, а четырем дочерям – Марии, Татьяне, Анастасии и Ольге – от московских староверов достались пасхальные яйца с тончайшей росписью.

"Деревянные разъемные яйца, состоящие из двух половинок были подарены детям Николая Второго, дочерям. На лицевой стороне – сцена Воскрешения, а на другой стороне – святые, соименные дочерям Николая", – рассказывает хранитель Фонда православия декоративно-прикладного искусства Государственного музея истории религии Галина Ченская.

Самый маленький экспонат хранилища – скромное яйцо голубой эмали. У него есть своя трагическая легенда. По преданию, такие яйца выдавали в день коронации Николая Второго на Ходынском поле вместе с золоченой кружкой, пудом колбасы и пряников. Именно в очереди за царскими подарками началось столпотворение и погибло полторы тысячи человек. В Музее религии, по традиции, Пасха затягивается на месяц: сначала празднуют еврейскую, затем – католическую и, наконец, православную. К каждой конфессии в музее относятся с уважением, знают все обычаи и ритуалы. Священники в этих залах гостят часто. Именно они помогли организовать новую выставку "Петербург религиозный". В рамках этой экспозиции авторы рассматривают феномен европейского города, в котором есть место людям любой конфессии.