28.04.2008 | 19:41

Истории в картинках на фестивале "КомМиссия"

Первые комиксы, то есть "веселые истории в картинках", появились на страницах американских газет в самом конце XIX века. Из них и родилась анимация…Вспомнить историю комиксов и выявить тенденции развития этого жанра позволяет фестиваль "КомМисия". Он проходит в Москве не первый год и представляет собой не просто выставки и конкурс работ, но и мастер-классы ведущих художников-графиков. Рассказывают "Новости культуры"".

"Попробуем нарисовать историю, про того, кто живет в шкафу или под кроватью", – рассказывает Хихус, он же Павел Сухих. На его урок ученики бегут сами. Мастер только успевает объяснить, как правильно выбрать персонажа, что фрейм – это сцена, а баллон – это шар, в который помещаются слова и мысли героев, как у него уже образовалась полная пачка детских комиксов про медведей, приведений и загадочных существ. Главное правило на этом фестивале одно: не стоит ограничивать фантазию.

Семилетней Наташе фантазии не занимать. Ее работы участвуют в конкурсе уже не в первый раз. "Слово "магазин" она пишет через "о", но историю рассказывает абсолютно прекрасную – про кошку, которая так мечтала летать, что в следующей жизни родилась птичкой", – обращает внимание Хихус, организатор фестиваля.

Детские комиксы уже давно превратились в отдельный жанр – со своими законами и звездными именами. Многие из тех, кто в школе зачитывался историями про щенка Пифа, превратили комиксы в профессию. Художница Лена Ужинова рассказывает, что все ее истории – про любовь к кошке. "У меня получается не посмешнее, а погрустнее, но почему-то все смеются", – замечает она.

В каком стиле нарисованы ее комиксы, Ужинова и сама не знает. Это особенность российских авторов. В нашей стране нет комиксных традиций, поэтому каждый рисует, как правило, в своем собственном стиле. В мире сложилась иная ситуация: кроме известной всем японской манги, существуют еще французский и испанский стили. Итальянский комикс чаще всего посвящен одному герою – Диаболику, а американский можно разделить на жанры. "Их две штуки. Один пишется через "CS" – это супергеройские истории. Существуют комиксы через "Х" – это авангардные парни, которые рисуют истории про жизнь", – поясняют на фестивале. Иными словами, это дневниковые истории, популярные сейчас во всем мире. Сам Хихус, по сути, тоже ведет свой собственный дневник. Его новый комикс – это забавная история о плесени, которая мутировала в холодильнике художника.

На фестивале можно увидеть болгарские комиксы 30-х годов. Кстати, сейчас художники из Болгарии – одни из главных экспериментаторов. Например, Даниэл Атаносов перевел на язык манги сонеты Шекспира.

Отдельная веха в истории комиксов – Муми-тролли. Иллюстрации к книжкам создавала сама писательница Туве Янссон, а позже – ее родной брат Ларс. Несколько залов галереи посвящены истории острых журналов, в которых художники высмеивали пороки общества и делали шаржи на исторических деятелей. Однако это, скорее, исключение, ведь главными героями комиксов во всем мире остаются вымышленные персонажи.

Читайте также:
КомМиссия – 2008