29.04.2008 | 11:04

29 апреля – Международный день танца

29 апреля – Международный день танца. Он отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра – реформатора и теоретика искусства танца, который вошел в историю как "отец современного балета". Сегодня в Москве в четырнадцатый раз будет вручен приз "Душа танца". Первая и самая престижная балетная премия в России, учрежденная журналом "Балет", присуждается "самым одухотворенным деятелям" балетного мира. В разные годы ее лауреатами были Юрий Григорович и Борис Эйфман, Игорь Моисеев и Нина Ананиашвили, Николай Цискаридзе, Ульяна Лопаткина и Сергей Филин. О празднике служителей и поклонников Терпсихоры рассказывают "Новости культуры".

"Внимательно-внимательно, нет тут мелочей!" – говорит Сергей Филин на репетиции "Лебединого озера" в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Он входит в роль художественного руководителя балетной труппы, которая ставит точку в его блестящей карьере танцовщика Большого театра. Сергей Филин считает, что русский романтический балет – это беспроигрышная классика. Такой будет и основная стратегия его руководства. "На сегодняшний день это бренд, абсолютные шедевры, то, что просит зритель, на что он идет с огромным желанием", – убежден народный артист России.

Страсть к танцу Сергей Филин проявил в шесть лет. Он станцевал "Цыганочку" на свадьбе родственницы. Тогда мама решилась отдать его сначала в ансамбль Локтева, а затем – в Московское хореографическое училище. "Я понимаю, что сделать такой выбор сам я не мог, решение взяла на себя моя мама", – признает Сергей. Жесткая дисциплина и тяжелый физический труд с малых лет стали образом жизни. Свободы современного танца – это искушение, а постоянная работа над классическим репертуаром – осознанная необходимость. "Я всегда чувствовал, что должен вернуться в роль Принца в "Лебедином озере" и это должно быть высочайшего качества", – замечает Сергей Филин.

Танец как школа и национальный бренд – так понимает его классический танцовщик. Для того, кто занимается контемпорари данс, танец – это способ познания. ""Исследование" – немного сухое слово, не эмоциональное. О танце принято говорить на каких-то эмоциональных котурнах. Исследование возможностей телесного аппарата", – поясняет хореограф и танцовщик Альберт Альберт. Своими исследованиями он занимается и в танцевальном классе, и на сцене драматического театра. Сейчас он придумывает пластическое решение мизансцен для детского спектакля "Конек-Горбунок" в МХТ, а завтра поедет на фестиваль современного танца в Кострому, где представит собственную танцевальную постановку. Современным хореографом Альберт Альберт стал после знакомства с Геннадием Абрамовым и Сашей Вальц. Сначала занимался экспрессивной пластикой, потом участвовал в проекте немецкого хореографа, а теперь развивает современный танец в России.

Мерседес Руис встречает Международный день танца в Москве. Она ведет мастер-класс и выступает на московском фестивале фламенко "Viva Espana". Фламенко для нее не народный испанский танец, а универсальный язык. Мерседес призывает людей, которые говорят на этом языке, сохранять индивидуальность. "В техническом плане ничего нового во фламенко изобрести невозможно. Все-таки это традиционный танец. Личность танцующего – вот то новое и главное, что отличает один танец от другого", – говорит она. Сила танцора фламенко не в технике, а в "дуэнде" – так испанцы называют тот огонь в танцоре, который приковывает взгляд зрителя. Без этой магии и классический, и современный, и народный танец – не танец.

Читайте также:
Международный день танца