29.04.2008 | 12:02

Выставка "Труд и оборона" открыта в Третьяковке

"Труд наш есть дело чести, есть дело доблести и подвиг славы". Строчка из песни, звучавшей в кинофильме "Светлый путь", точно описывает атмосферу эпохи "великих строек". Сотрудники Третьяковской галереи решили разрушить эти стереотипы. На выставке под символичным названием "Труд и оборона" они представили работы советских скульпторов 30-х годов прошлого столетия из запасников музея, практически не известные зрителю. Многие скульптуры специально к экспозиции были отреставрированы. Рассказывают "Новости культуры".

"Труд и оборона" – с этим лозунгом жила вся страна Советов в 30-е годы ХХ века. Новая эпоха рождала новые ритмы и динамику. Художники поэтизировали время и создавали симфонию заводов. Физический труд приравнивался к интеллектуальному. Чтобы показать масштаб стройки, в которую превратилась вся страна, нужно было создавать гигантские скульптуры, подчеркивающие грандиозность замыслов. Тем не менее, несмотря на пафосность времени и поиски положительного героя, не все было так однозначно. Именно тогда появлялись камерные и порой наивные произведения. На выставке представлен уникальный эскиз тракторного завода "Красный путиловец". Можно наблюдать отдельные мизансцены – с момента выплавки стали до рождения трактора и выхода его с завода. "Это даже мотив каких-то ассоциаций с киноискусством. Здесь что-то происходит. Здесь динамика, а не просто статичные фигуры и формы", замечает старший научный сотрудник отдела скульптуры Третьяковской галереи Ольга Романова.

Известный анималист Иван Ефимов представлен на выставке как автор памятника "Чапаев на коне". Скульптор использовал традиции древних римских рельефов, помогающих передавать движение. К сожалению, этот проект остался нереализованным. Еще один скульптор, который не вписался в круг официальных художников, – Исидор Фрих-Хара. На выставке представлен портрет гармониста Васи, выполненный в наивной манере. С ним скульптор познакомился в Чапаевской дивизии, в которой сам оказался совершенно случайно. "В его жизни были многие повороты. Он оказался в Чапаевской дивизии, записавшись, как он сам впоследствии рассказывал родственникам, в армию – так как там давали обмундирование, а у него в вагоне поезда украли штаны", – поясняет заместитель заведующего отделом скульптуры Третьяковки Елена Бушуева.

Еще одна скульптура Исидора Фрих-ХАра – "Занятие командных высот на южном фронте перед наступлением" – была выполнена специально к пятнадцатилетию Красной Армии. Эта керамическая композиция была показана на выставке в 1932 году. "Вглядываясь в лица, видим южный типаж. Можем понять, где происходят события. Защитники своих среднеазиатских степей. И сама техника майолики дает эффект почти праздничного торта", – продолжает Елена Бушуева.

В 30-е годы появлялось много женских образов. Женщины держат в руках не только серп и молот, но и винтовку, они стоят у штурвалов комбайнов и тракторов, осваивают воздушные просторы. Все это – символы новой эпохи.