30.04.2008 | 11:20

Киностудии "Ленфильм" исполнилось 90 лет

Старейшей кинокомпании страны – студии "Ленфильм" исполнилось 90 лет. За эти годы было снято около полутора тысяч картин, многие из них – "Чапаев", "Золушка", "Гамлет", "Дама с собачкой" – вошли в золотой фонд мирового кинематографа. На Ленфильме создавали свои шедевры выдающиеся мастера кинорежиссуры – такие как Козинцев, Хейфиц, Эйзенштейн, Герасимов. Даже во времена самой жесткой цензуры, Ленфильм считался местом относительной свободы творчества. Рассказывают "Новости культуры".

Именно на территории Четвертого павильона, в театре "Аквариум", в мае 1896 была показана "живая открытка" – "Прибытие поезда" братьев Люмьер. Это был первый российский киносеанс. С тех пор стены павильона повидали более тысячи картин, которые были сняты уже на самом Ленфильме. Первые шаги в кино там сделали Иосиф Хейфиц и Григорий Козинцев, Сергей Герасимов и Владимир Венгеров, Глеб Панфилов и Виталий Мельников. Внимание к нестандартным художникам стало отличительной чертой Ленфильма, а лента "Чапаев", которую братья Васильевы снимали несколько лет, была признана своеобразным образцом – как надо работать. Сроки не имеют значения, главное – результат.

"Если бы не Ленфильм, вполне возможно, я бы не состоялся", – говорит режиссер Владимир Мотыль. Сценарий его второго фильма "Женя, Женечка и Катюша" в Москве завернули, а в объединении Владимира Венгерова, известного своими либеральными взглядами, поддержали. "Ленфильм был, как глоток свободы", – вспоминает режиссер. "Я уже на "Жене, Женечке и Катюше" понял, что без полной свободы нельзя создать истинно художественного произведения. И на "Жене, Женечке и Катюше" Ленфильм меня освободил от какого-то контроля. Мне иногда в порядке совета говорили, и то очень деликатно", – рассказывает Владимир Мотыль.

Когда Григорий Чухрай предложил режиссеру слабый сценарий "Пустыня", Мотыль поставил два условия: он полностью переписывает материал и снимает только на Ленфильме, причем с творческой ленфильмовской командой. "Вот эти люди очень талантливые. Они помогали во всех выдумках. Я не знал границ – все, что я придумывал, все осуществлялось", – восхищенно говорит Владимир Мотыль.

В девяностые Ленфильму пришлось непросто, но он выстоял. Там продолжали работать Алексей Герман и Александр Сокуров, появились новые имена: Сергей Сельянов, Алексей Балабанов, Александр Рогожкин, Дмитрий Астрахан. "Я застал такой момент: Герман, Арановский, Асанова – это был какой-то дух студии. Она с одной стороны была большой, а с другой – какой-то маленькой, камерной. Все собирались в одном месте – это было такое кафе. Все говорили о творчестве, об искусстве. Требовался свой взгляд – это очень ценилось в режиссере", – вспоминает Дмитрий Астрахан.

Сейчас на Ленфильме производится не так много картин – три-пять фильмов ежегодно. Но каждый из них становится заметным событием на российских и мировых фестивалях. Новое поколение Ленфильмовцев – это Лидия Боброва, Андрей Кравчук, Марина Разбежкина. Не так давно Алексей Герман закончил шестилетнюю работу над фильмом "Трудно быть богом". Киностудия держит марку.

Читайте также:
90 лет со дня создания киностудии "Ленфильм"