30.04.2008 | 13:03

Музыкальный диалог двух эпох

Врубелевский зал Третьяковской галереи демонстрирует неплохие акустические свойства. Минувшим вечером там играл симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В полном соответствии с канонами Пасхального фестиваля коллектив исполнил два произведения, написанные с интервалом в два века, – "Семь слов Христа на кресте". Это Цикл для оркестра Йозефа Гайдна и Партита для виолончели, баяна и струнного оркестра Софии Губайдулиной. Рассказывают "Новости культуры".

Два разных музыкальных языка, два абсолютно разных произведения на одну тему. "Семь слов Христа на кресте" Гайдна и Губайдулиной. Как истинный оперный дирижер, Валерий Гергиев до последнего момента обдумывал драматургию концерта. Он предлагал смешать части этих произведений, хотел даже спрятать оркестрантов в боковых галереях. "Это требует более тщательно продуманных как акустических условий, так и некоторых театральных эффектов. Сказанное слово, освещение, игра одного оркестра, игра другого оркестра, акустическая отдаленность", – замечает маэстро.

В итоге от театральных эффектов решили отказаться – музыканты Мариинки просто разделились на два камерных оркестра. Первый сыграл цикл Гайдна, написанный композитором для церковной службы в 1786 году, а в исполнении второго прозвучала Партита Софии Губайдулиной для виолончели, баяна и струнного оркестра

Cолировали те самые музыканты, для которых Губайдулина и писала это сочинение, – Владимир Тонха и Фридрих Липс. Безусловно, они лучше других понимают сложный музыкальный язык и символику автора. "Баян – это Бог-отец, а виолончель – это Бог-сын и Дух Святой. А оркестр – это евангелисты", – поясняет Фридрих Липс. Как оказалось, для того, чтобы организовать диалог эпох, нужна великая музыка.

Все материалы о Пасхальном фестивале>>>