30.04.2008 | 16:29

Майя Крылова о балете "Спартак" Михайловского театра

О балете "Спартак" Михайловского театра в студии "Новостей культуры" рассказывает балетный критик Майя Крылова.

- Считается, что существует, по крайней мере, около двадцати версий балета "Спартак". Многие ли из них стали настоящими событиями в искусстве, как Вы думаете?
- Самая известная версия – это знаменитый спектакль Юрия Григоровича, который идет в Большом театре. До этого были еще балеты Леонида Якобсона и Игоря Моисеева, которые были созданы по мотивам античных фресок. Балерины сняли пуанты и стали танцевать в сандалиях, в хитонах, и вообще все это было похоже на подражание древним вазам и древнему искусству – римскому и греческому. Но самый известный балет Григоровича совершенно другой. Он аскетичный, в нем усилен социальный мотив. Его очень любили власти, он получил Ленинскую премию за то, что в нем была борьба против угнетения. В то же время его любила балетная интеллигенция, потому что она, наоборот, воспринимала его как борьбу против угнетения.

- Спектакль, поставленный в Михайловском театре, - это балет или больше шоу? Как Вы думаете?
- Я бы сказала, что это балет, который хочет быть похожим на шоу, или шоу, которое мечтает стать балетом. И то, и другое имеет место. Там есть женские гладиаторские бои, эротические оргии, пиры, вакханалии, живые тигрицы, массовый мужской танец, который должен привлечь женскую половину публики. Вообще, это античный гламур. Собственно, так балет и рекламировался. Это будет зрелище шикарное, в хорошем и плохом смысле этого слова, в духе времени.

- И все-таки женщины-гладиаторы, хищные животные, каскадеры, модели… Как Вы думаете, все это не заслонит самое главное, что отличает балет от других видов искусства, - хореографию?
- Я думаю, нет. Потому что, если хореография стоит чего-то, ее ничто не может заслонить. Все зависит от таланта хореографа и от мастерства исполнителей. Вообще балет ХХ века очень часто становится синтетическим театром. Что только туда не привлекают, и это никогда не мешало танцу оставаться в спектакле. То, что там есть много всего, кроме балета, привлечет в театр нового зрителя. В том числе и молодежь, которая, может быть, не привыкла к классическому танцу, но через более привычные для нее элементы шоу она придет в театр и будет ходить уже на другие спектакли.

Читайте также:
Балет "Спартак". Новая версия