21.05.2012 | 11:10

В Москве состоялось выступление Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты

Нынешний концертный сезон в Москве по числу гастролей оркестров экстра-класса – рекордный. Чикагский симфонический под управлением Риккардо Мути, Лондонский филармонический – под руководством Владимира Юровского, Оркестр Радио Франс и Пааво Ярви. И вот – Израильский филармонический Зубина Меты. Маэстро возглавляет коллектив почти полвека, и этот пост принадлежит ему пожизненно. Рассказывают «Новости культуры».

У Зубина Меты – юбилей. Ровно 50 лет назад он впервые приехал на гастроли в нашу страну. С оркестром Монреаля. И затем бывал достаточно регулярно с разными коллективами. Русская публика рада каждому появлению маэстро. На этот раз первые восторги он вызвал у прессы. Знанием русского языка.

«Я надеюсь, что наш концерт будет большой успех культуры России и Израиля», – говорит дирижер.

Как и вечером на концерте, днем на пресс-конференции – аншлаг. Вопросы – разнообразные. О детском музыкальном образовании, о его отношении к израиле-палестинскому оркестру «Западно-восточный диван», которым руководит давний друг Меты Даниэль Баренбойм, и, конечно, об Израильском филармоническом оркестре, который приехал в Москву в рамках юбилейного сезона. Кстати, юбилеи они отмечают в один год. Маэстро и оркестр.

«Я родился в апреле 36-го, а первый концерт оркестра прошел в декабре 36-го, – говорит Зубин Мета. – Каждые пять лет мы празднуем вместе».

Израильский филармонический несколько старше государства Израиль. Оркестр был создан по инициативе польского скрипача Бронислава Губермана из еврейских музыкантов, бежавших от преследований фашистов. Когда Мета пришел в Израильский оркестр, в нем в основном уже играли выходцы из Австрийской империи. В нынешнем составе половина – эмигранты из бывшего Советского Союза. Концертмейстер оркестра Илья Коновалов, ученик знаменитого Захара Брона. И каждый музыкант – может быть солистом. Израильский филармонический принадлежит к оркестрам топ-уровня.

«Наш оркестр – стилистически очень гибкий, – рассказывает дирижер. – Если мы играем Баха, это одно качество звука, Моцарт – другое. Романтическая музыка тоже звучит иначе. Все зависит от того, в каком стиле играем. Меняется стиль – меняется звучание оркестра».

Что и продемонстрировала программа вечера. На этот раз израильтяне привезли Бетховена и Чайковского. Хрестоматийные сочинения. 7-я симфония и «Увертюра Эгмонт» Бетховена. И супер-хит – 1-й концерт Чайковского, произведение, которое уже почти полтора столетия пользуется любовью, как слушателей, так и самих музыкантов.

«Мы никогда вместе не играли концерт Чайковского, – отмечает Денис Мацуев. – Это для нас дебют. Какое бы не было популярное произведение, для нас оно новое».

Зубин Мета – один из самых почитаемых дирижеров современности, с которым сотрудничают лучшие оркестры мира, он обладатель многих почетных званий. В Москве к ним прибавилось еще одно – почетный доктор Российской Академии художеств.