04.05.2008 | 15:32

Алексей Гончаренко о современном кукольном театре

О современном кукольном театре в студии "Новостей культуры" рассказывает театральный критик Алексей Гончаренко.

- Сейчас проводится довольно много фестивалей кукольных театров. Это, прежде всего, Фестиваль имени Сергея Образцова в Москве, "КукArt" в Петербурге. В чем изюминка курганского кукольного смотра?
- Во-первых, в Кургане давным-давно не было фестивалей. Этот регион был отрезан от кукольной жизни страны. И в Кургане сейчас празднуют замечательное событие – юбилей области, а также юбилей Курганского театра кукол "Гулливер", которому исполняется шестьдесят лет. История этого театра славная, поэтому он решил сделать себе праздник – позвать в гости лучшие спектакли, которые он мог видеть на международных и российских смотрах, в том числе на фестивалях "КукArt" и Образцова.

- Мы привыкли к тому, что кукольный театр – это, по большей части, традиционные детские спектакли. На самом деле ведь для кукольной сцены адаптируются и серьезные произведения – от Шекспира до Платонова. Насколько, на Ваш взгляд, успешны такие постановки?
- Они бывают очень успешными, ведь можно поставить и "Дюймовочку" очень неудачно, а можно, наоборот, "Колобка" превратить в шедевр. В последнее время действительно появляется очень много взрослых спектаклей. Последняя "Золотая маска" привозила из Екатеринбурга очень интересный спектакль "Бобок". В нем было специально придумано, что все мертвые люди, весь загробный мир решен с помощью кукол разного масштаба, разного цвета, с разными характерами. Тогда было понятно, зачем режиссеру нужен этот кукольный ход. Без него он никак не смог бы обойтись и поставить спектакль в драме. Когда куклы вступают в свои права, получаются очень интересные работы.

- Существуют ли в современном кукольном театре какие-то любопытные, интересные тенденции?
- Да, безусловно, и в основном они связаны сейчас с Санкт-Петербургом, потому что там театральная школа, и там сконцентрирована вся театральная молодежь, которая увлекается и интересуется театром кукол. Сейчас они предпочитают не идти в репертуарные театры, не становиться подневольными актерами, они делают свое дело. А когда делают свое дело, это всегда удивительно интересно. Прежде всего, можно отметить, что если раньше королевой была тростевая кукла – все ее видели у Сергея Образцова в разных вариантах – вплоть до "Необыкновенного концерта" (кстати, это тоже взрослый спектакль); то сейчас очень популярна марионетка – сложнейшая кукла, для которой надо очень долго учиться. Это единственная кукла, которой не касается рука кукловода. Она управляется с помощью нити. Петербуржцы делают очень интересные спектакли в этом направлении.

Читайте также:
Мечта о полете, или Разбег в 60 шагов