05.05.2008 | 11:24

День шифровальщика

"Наука о тайном письме" – так переводится с греческого слово "криптография". В России ее расцвет пришелся на период правления Петра Первого, который привлек к созданию "шифровального дела" крупнейших ученых. В советское время, 5 мая 1921 года, при Совнаркоме РСФСР была учреждена криптографическая служба. Профессионалы этот день прозаично называют "днем шифровальщика". Какие методы требуются для того, чтобы расшифровать произведения искусства и понять их скрытые смыслы? Рассказывают "Новости культуры".

Композитор Владимир Тарнопольский, кажется, знает все о скрытых за нотами смыслах. Оказывается, знакомые всем с детства до-ре-ми – это первые слоги гимна на латыни, придуманного бенедиктинским монахом. "Это связано с Гвидо Аретинским. Он дал каждому звуку первый слог стихотворного гимна Святому Иоанну. Святой Иоанн – покровитель певцов. И вот был такой гимн, он оказался очень удобным, чтобы изучать нотную грамоту, хотя "до" первоначально называлась "ut"", – рассказывает Тарнопольский.

Музыка и математика не так далеки друг от друга. Впервые это поняли Платон и Пифагор. Хотя для математика Валентина Носова криптография – это совсем не игра, а точная наука. Она включает в себя искусство зашифровки и дешифровки информации – так называемую "обратимость преобразования". Он объясняет, как можно зашифровать текст с помощью букв – верный способ еще со времен римских императоров, или с помощью цифр – арабское новшество средневековья.

Кстати, слово шифр происходит от слова "цифра". Криптографию в Средние века называли искусством королей. Шифр был исключительно их привилегией, а любая утечка информации могла стоить жизни. Так произошло и с Марией Стюарт из-за расшифрованной переписки с испанским королем, и с царевичем Алексеем, сыном Петра Первого, когда была перехвачена его переписка с европейскими монархами.

История знает много трагедий, но самые масштабные из них принадлежат ХХ веку, начиная с Первой мировой войны. "Именно неудачи в криптографии привели к большим потерям на фронте. А что касается Второй мировой войны – битва под Москвой была выиграна благодаря криптографии. В это время была прочитана переписка Японии с Италией из которой стало известно, что Япония не собирается нападать на Советский Союз", – рассказывает кандидат физико-математических наук Валентин Носов.

Предчувствие ХХ столетия повлияло и на музыку. Если во времена Баха в нотах зашифровывали символы святой Троицы, креста или свобственное имя, а адресатом сообщения был Бог, то к ХХ веку, то в эпоху тоталитаризма композиторам приходилось скрывать детали своей жизни от своих соотечественников – как Шостакович, или увязнуть в играх разума – как австрийский композитор Арнольд Шенберг. Он с одержимостью рисовал автопортреты и игральные карты. "Один из центральных опусов Шенберга – это вокальный цикл "Лунный пьеро". Он имеет подзаголовок "Три на семь". Это общее число пьес, и это совпадает с идеей карточного джокера", – замечает Владимир Тарнопольский.

В ХХ веке криптография стала массовой. Появились стандарты шифрования, приспособленные для телеграфа, телефона и компьютера. "Тонкость заключается в том, что если раньше при обычной курьерской связи письмо не попадало в руки, за некоторыми исключениями, то в условиях использования телеграфа или радио информация неограниченным образом попадает в руки противника, и появляются большие возможности для дешифровки", – поясняет Валентин Носов.

Остается только пожалеть, что эпоха просвещения с помощью шифра закончилась, и поверить в одно из наблюдений Честертона: чем больше в мире информации, тем легче ее скрыть.