11.05.2008 | 13:54

Оркестр "Солисты Москвы" сыграл на инструментах Страдивари

Девять скрипок, два альта и виолончель были субботним вечером главными действующими лицами на концерте в Большом зале консерватории. Все они созданы итальянским мастером Антонио Страдивари и бережно хранятся в Российской государственной коллекции. Но инструменты должны звучать. В этот раз Госколлекция приняла беспрецедентное решение - предоставить их в распоряжение целого коллектива. Право сыграть на бесценных инструментах получил камерный оркестр "Солисты Москвы". Рассказывают "Новости культуры".

Если Страдивари просил о чем-то небесные силы, то наверняка именно об этом – чтобы его инструменты и 300 лет спустя после их создания оказывались в руках музыкантов-виртуозов.

Это важный, скорее даже принципиальный момент. Чтобы Юрий Башмет работал с этими инструментами, чтобы музыканты его оркестра вышли на сцену Большого зала консерватории с двенадцатью Страдивари, стоило проводить эту огромную работу, предпринимать строжайшие меры безопасности, переносить репетиции "Солистов Москвы" из привычной студии в небольшой зал Госхранилища в Марьиной роще. Результат важен и для самих музыкантов, и для зрителей, и для инструментов.

Главное, наверное, не то, что секрет Страдивари – секрет итальянской скрипки, никогда не будет разгадан, и даже не то, что совокупная стоимость этих пяти инструментов –десятки миллионов долларов. Главное, что на каждом из инструментов Госколлекции играли самые великие музыканты России. Не было в истории ни одного выдающегося скрипача, который хоть раз бы не прикоснулся к скрипке из этого хранилища.

Не опасны ли для скрипок Страдивари, все-таки это дамы солидного возраста, каждой – не меньше 300 лет, современные ритмы?

Михаил Горонок, директор Государственной коллекции уникальных инструментов: "Когда эти скрипки создавались, еще не было даже Моцарта, что уж говорить о современных композиторах. Так что они ко всему привыкли".

И все-таки Юрий Башмет выбрал для этого концерта традиционную программу – Моцарт, Бах, Брамс. К старинным инструментам нужно относиться с нежностью.

Юрий Башмет, народный артист России: "Опасно по ним стучать. Например, в квартете Шостаковича есть такое место – нужно постучать, так, если промахнуться, – на деке будет трещина. В этом смысле современная музыка опасна".

На концерте Юрий Башмет в процессе игры менял инструменты, что, по мнению профессионалов, практически невозможно, это уже за гранью виртуозности. Единственной проблемой оказалась реакция собственного альта Юрия Башмета. Этот инструмент работы Тестори – конечно же, существо одушевленное, говорит маэстро, и оно страдает, ревнует и прямо-таки отказывается служить своему хозяину, когда тот берет в руки другой альт.

Нынешний концерт – начало пути, ведь сегодня необходимо пополнять Госколлекцию, и инструменты чаще должны звучать, но, кажется, можно решить все эти проблемы, если хоть раз услышать целый оркестр, играющий на Страдивари.
Девять скрипок Страдивари в одном концерте Башмета