11.05.2008 | 15:23

Еще один шедевр Рафаэля

Сотрудники Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля - на пороге сенсационного открытия. Проводя реставрацию картины неизвестного художника "Святое семейство", они установили, что полотно принадлежит кисти великого мастера эпохи Возрождения - Рафаэля. Правда, для того, чтобы сделать окончательные выводы, потребуется тщательная экспертиза. С подробностями – "Новости культуры".

Реставрацию рафаэлевского "Святого семейства" Наталья Минько сравнивает с чтением детектива. Каждый факт требует доказательств. Картину, судя по документам, написанную на холсте, из запасников Эрмитажа в годы распределения государственного музейного фонда направили в Омск. Но сделанные сотрудником столичного музея им. А.С. Пушкина Викторией Марковой рентгенограммы полотна стали сенсационными:

Наталья Минько, реставратор омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: "Исследования показали, что прежде основой служила деревянная доска. То есть с этой работой сложная операция произведена – перевод с основы одной на другую".

Такая сложная операция в России под силу была лишь династии реставраторов Сидоровых из Эрмитажа. Все свои работы они подписывали. На омской "мадонне" этой подписи нет, а значит, уверена Наталья Минько, над ней потрудились западные мастера. Лучи рентгена и спектральный анализ открыли еще одну тайну – омская мадонна – переписана.

Наталья Минько, реставратор омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: "Я изучала рентгенограммы с картин Рафаэля. Он никогда не применял белила в написании ликов, он писал охрой. Так вот на нашей рентгенограмме не читаются лики".

А значит, вполне возможно, что под видимой глазу "омской мадонной" скрыто то самое полотно Рафаэля.

Анна Чернявская, главный хранитель омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля: "Я думаю, что это должен быть целый проект, программа по исследованию этого уникального произведения. Усилий только омских исследователей недостаточно, необходимо сделать так, чтобы и специалисты мирового уровня были подключены к этой проблеме".

Судьба картины "Святое семейство" великого мастера эпохи Возрождения удивительна. Сначала полотно исчезло из Ватикана, затем было найдено. В числе ста других шедевров "Святое семейство" затребовал от Рима в качестве контрибуции Наполеон Бонапарт. Но вместо оригинала в Париж прибыла лишь копия рафаэлевского шедевра. Само же полотно исчезло бесследно…. В XX веке на чердаке дома Демидовых в Нижнем Тагиле обнаружили доску со старой живописью и подписью Рафаэль. Искусствовед Игорь Грабарь дал заключение – "тагильская мадонна" – это так называемый протооригинал. И вот новое открытие. Если все предположения омских специалистов подтвердятся, можно будет говорить о том, что затерянный в веках шедевр Рафаэля найден в Омске.