13.05.2008 | 16:52

Вера Дажина о творчестве художников братства прерафаэлитов

О творчестве художников братства прерафаэлитов в студии "Новостей культуры" рассказывает искусствовед Вера Дажина.

- Вера Дмитриевна, скажите, как возникло братство прерафаэлитов и какую роль сыграли его участники в развитии английской культуры?
- Братство прерафаэлитов возникло, в общем-то, случайно – благодаря инициативе Данте Габриэля Россетти. Он был сыном итальянского революционера, учился в Академии художеств, был поэтом, художником и вообще человеком очень одаренным. Благодаря ему и еще двум художникам – Миллесу и Ханту – появилось братство прерафаэлитов. Первоначально оно носило замкнутый характер, наподобие итальянских революционных братств. В 1848 году его образовали студенты Королевской Академии художеств. Эти три студента протестовали против академической живописи, и поэтому их взгляд был обращен в Средневековье и Раннее Возрождение – итальянские примитивы, которые как раз стали модными в это время, в 40-е – 50-е годы XIX века.

- Скажите, а когда это искусство стало популярным в России?
- В России оно, конечно, стало популярным с большим опозданием, потому что и в Англии популярность пришла к этим художникам не сразу. Только благодаря критику Рескину к их искусству было привлечено внимание. Это было в 50-е годы, а особенно – в 60-е – 70-е. В Россию это эхо популярности пришло только на рубеже XIX – XX веков и, скорее, затронуло творческую молодежь начала ХХ века.

- Вера Дмитриевна, скажите, можно ли назвать искусство прерафаэлитов предтечей Модерна?
- Это довольно расхожее мнение. Многие критики склонны видеть в стилизации, декоративизме, в манере особенно поздних прерафаэлитов – Берн-Джонса и его последователей – предшествие Модерна. Но, в целом, это два совершенно разных движения. Однако, безусловно, в творчестве прерафаэлитов было то, что сближает их с мастерами символизма и Модерна.

Читайте также:
Искусство прерафаэлитов и русская живопись