13.05.2008 | 19:30

Выставка прерафаэлитов открылась в Третьяковской галерее

"Визитная карточка нового английского искусства" – так по праву называют творчество художников-прерафаэлитов. Молодые живописцы, воскресившие образы раннего Ренессанса во второй половине XIX века, оказали огромное влияние на развитие национальной культуры. В России их работы известны, в основном, по репродукциям. Впервые произведения лучших мастеров этой школы представляет выставка "Искусство прерафаэлитов и русская живопись XIX – начала XX веков". Это совместный проект Государственной Третьяковской галереи и аукционного дома "Кристис". Рассказывают "Новости культуры".

Выставка работ прерафаэлитов впервые открыта в Москве. Картины тщательно подбирались именно для этой экспозиции. Необходимо было показать всю обширную тематику произведений викторианской эпохи. "Британия в то время переживала промышленную революцию, империя расширялась – так же, как, кстати, и Россия. Идея показать, что английский джентльмен – добропорядочный человек с хорошими манерами, была очень важна для страны. Англия должна была гордиться собой в такие спорные времена", – рассказывает глава викторианского отдела аукционного дома "Кристис" Мартин Бейсли.

Художники этой эпохи использовали яркие, живые краски. Они обладали потрясающим мастерством в изображении деталей и эксплуатировали в своем творчестве исторические и мифологические мотивы, образы прекрасных дам и их рыцарей. Эти сюжеты нравились публике, а ведь перед живописцами стояла главная задача ее развлекать. Позже эту роль взяли на себя кино и телевидение.

"К примеру, в коллекциях первых американских кинорежиссеров были работы известного художника Лоуренса Альма-Тадемы. Да и вообще фильмы 20-х годов были вдохновлены картинами викторианских мастеров", – замечает Мартин Бейсли. Он один из самых авторитетных специалистов в области викторианской живописи. Проходя по Третьяковской галерее, Мартин Бейсли обнаружил, что по сюжету и композиции многие работы русских мастеров очень похожи на творения британских художников, и это неслучайно. К примеру, идеями Джона Рескина – блестящего философа и критика – увлекался Лев Толстой. "Рескиным увлекался Нестеров, и его современники часто сравнивали с английским художником Берн-Джонсом", – добавляет куратор выставки Татьяна Карпова.

К сожалению, в русских собраниях произведений прерафаэлитов единицы. Правда, во всем мире их тоже очень мало, говорит Мартин Бейсли. Именно поэтому на выставке из ранних прерафаэлитов представлена единственная работа сэра Джона Миллеса – "Приглашение на свадьбу". Остальные картины принадлежат кисти мастеров более позднего периода. Интересно, что большинство художников этой эпохи, воспевавших доблесть, честь и добропорядочность, в свое время были удостоены рыцарского титула "сэр".

Читайте также:
Искусство прерафаэлитов и русская живопись

Вера Дажина о творчестве художников братства прерафаэлитов