14.05.2008 | 11:11

Сегодня открывается 61-й Каннский кинофестиваль

Сегодня открывается 61-й Каннский кинофестиваль. На знаменитой набережной Круазетт соберутся звезды экрана, профессионалы кинобизнеса и поклонники киноискусства со всего мира. Впервые в рамках Каннского форума в "Международной деревне" будет открыт Российский павильон. Одним из главных событий в его работе станет вечер, посвященный столетию российского кинопроизводства. Об истории участия отечественных кинематографистов в этом престижном конкурсе и о том, какие российские фильмы на этот раз будут показаны на французской Ривьере, рассказывают "Новости культуры".

Сегодня мало кто помнит, что первый Каннский фестиваль в 1946 году открылся картиной на русском языке. Это был документальный фильм "Берлин" Юлия Райзмана. Советская тематика вошла в моду после Второй мировой войны. Всего тогда в фестивале участвовало восемь советских картин, и одну из них – "Великий перелом" Фридриха Эрмлера – жюри даже включило в число награжденных.

Двенадцать лет спустя, в 1958 году, русский фильм "Летят журавли" Михаила Калатозова был удостоен "Золотой пальмовой ветви". Исполнительница главной роли Татьяна Самойлова в одночасье стала мировой звездой. В 1960 году был присужден приз советской программе – фильмам "Баллада о Солдате" Григория Чухрая и "Дама с собачкой" Иосифа Хейфица. "В 90-е годы мы были потеряны для Канн. Хотя то Каневского пригласят, то Лунгин возьмет "Пальмовую ветвь" за лучший актерский ансамбль", – рассказывает кинокритик Лариса Малюкова.

В 2007 году в конкурсе от России участвовали сразу два фильма: "Александра" Сокурова и "Изгнание" Звягинцева. Константин Лавроненко был признан лучшим исполнителем мужской роли. Двадцать лет назад две главные актерские награды получили западные актеры, сыгравшие у российских постановщиков. Это был Марчелло Мастроянни – за роль в фильме "Очи черные" Никиты Михалкова – и Барбара Херши, сыгравшая в "Застенчивых людях" Андрея Кончаловского. Однако российский актер в прошлом году был впервые отмечен "Золотой пальмовой ветвью".

В этом российское кино представлено не в основном конкурсе, а в параллельных программах фестиваля. "В престижной программе "Особый взгляд", которую посещают все журналисты мира, участвует Сергей Дворцевой с фильмом "Тюльпан"", – замечает Лариса Малюкова. 24-летняя Валерия Гай Германика дебютирова в Каннах два года назад с документальной лентой "Девочки". В этом году ее психологическая драма о подростках "Все умрут, а я останусь" участвует в программе Международной недели критики. "Я придумала историю. Девочки собираются на дискотеку, всю неделю готовятся, а потом случается кошмар. Они меняются внутренне. Они не попадают на дискотеку, но в итоге добиваются каждая того, чего хотела", – рассказывает она.

В программе Две недели режиссеров заявлена работа еще одного дебютанта – режиссера Бакура Бакурадзе. Картина "Шультес" – это фильм-портрет, в котором фамилия главного героя даже вынесена в название. Драма существования современного человека в мегаполисе. Картина рассказывает о его одиночестве и духовном кризисе. "Если эту сложную картину поймут обычные люди, это будет большой радостью. А то, что это кино будет интересно на фестивале, я просто не сомневаюсь", – утверждает Бакур Бакурадзе. "Есть такое понятие, как "каннская номенклатура". Если бы сейчас снимали Сокуров или Герман, они были бы в конкурсе. Тем не менее, снимать специально, чтобы понравиться отборщикам, неверно. А если высказываться про себя, как делают эти молодые режиссеры, то именно это и интерсно мировому киносообществу", – замечает Лариса Малюкова.

В этом году Россия будет представлена лабораторными фильмами молодых режиссеров, которые ищут новый киноязык и исследуют социальные проблемы. Возможно, они смогут больше рассказать о современной России, чем картины признанных мэтров.

Все материалы о Каннском кинофестивале>>>