22.05.2012 | 09:51

О будущем репертуарного театра России

21 мая в столице состоялось расширенное заседание Секретариата Союза Театральных Деятелей России. Профессиональный уровень его участников и тема разговора делали это собрание похожим на консилиум, совершалась, по сути, попытка поставить диагноз и дать прогноз течению болезни, которой, по множеству признаков страдает отечественный театр. Слова болезнь многие избегают, предпочитают говорить о кризисе. А тему встречи сформулировали так: «Есть ли будущее у репертуарного театра в России?» Рассказывают «Новости культуры».  

Союз театральных деятелей – против разрушения репертуарного театра. Но не отвергает модернизацию театральной системы. Поскольку ее необходимость очевидна.

«Мы встречаемся друг с другом и понимаем: этого уже быть не может. Отношения к сегодняшней действительности театральной реальной. К репертуару, к своим художественным программам, которые существуют, к тому, как у нас освобождаются и назначаются руководители в театре. Нет этого механизма – это атавизм старой системы», - отметил режиссер Виктор Рыжаков.

Многие режиссеры модернизаций боятся: помнят провальные эксперименты девяностых, после которых театральная сфера пришла в себя лишь к началу 2000-х. Число московских театров хоть и выросло, но все равно на миллион жителей Москвы приходится 9 театров, тогда как в Риме – 48. Но главное – не количество театров, а их качество.

«Реформирование, которое, конечно, мы запустили, которое давно надо было совершить, надо его совершать. Иначе мы потеряем русский репертуарный театр. Не секрет, что у нас достаточное количество мертвых театров. В отличие от человека, театр умеет притворяться. Он мертвый – мы все об этом знаем, а люди ходят, аплодируют, цветы дарят», - говорит художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.

Но не все проектные спектакли хороши, и репертуарные – замшелы. Юрий Соломин вообще считает, что хорошо поставленная классика не может не быть современной. И цитирует актуальные фразы Островского и Гоголя.

««Простой человек если выживет, то итак выживет – если умрет, то и так умрет». Я не понимаю, если это несовременно, то на какие уши надо встать, и что же нужно снимать с себя, чтобы доказать, что это современно?» - недоумевает художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин.

«Репертуарный театр – это великая наша традиция. Его надо сохранять, я полностью согласен с Юрием Мефодиевичем. Но сегодня нам необходимо создавать пространство для творческой конкуренции. Чем сильнее будет конкуренция между репертуарным и нерепертуарным театром, тем лучше будет для обеих частей этой системы», - уверен художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков.

Как создавать эту конкуренцию? Главное в будущей реформе – не стричь всех под одну гребенку. И учитывать интересы театральных деятелей.

«Если мы сами – наше театральное сообщество – не предложим пути реформирования, за нас это сделают новые люди, не знающие, не понимающие, а часто и не признающие специфику художественного творчества», - уверен председатель СТД Александр Калягин.

Дискуссии на эту животрепещущую тему будут продолжаться. Но уже сегодня понятно: по основным вопросам мнения ведущих театральных режиссеров схожи.