14.05.2008 | 15:55

Антон Долин о 61-м Каннском кинофестивале

О 61-м Каннском кинофестивале в студии "Новостей культуры" рассказывает кинокритик Антон Долин.

- В этом году в конкурсной программе Каннского кинофестиваля гораздо меньше громких имен, чем обычно. Как Вы думаете, почему?
- Я знаю, почему. Дело в том, что Каннский фестиваль уже несколько лет подряд все обвиняют в номенклатуре, в том, что есть некий круг самых известных, культовых, как сейчас принято говорить, режиссеров, которые туда ездят. Вот снял этот режиссер новый фильм, и его сразу туда приглашают, а потом среди них ищут победителя. Либо, наоборот, чтобы их уязвить, находят какого-нибудь аутсайдера и отдают приз ему. В этом году решили вообще в конкурсе обойтись без этих свадебных генералов, не считая Вима Вендерса – очень известного режиссера. В основном там представлены фильмы режиссеров, которые стали открытиями последних десяти лет, либо абсолютная молодежь, либо никому не известные территории. Венгерское кино, которое довольно редко сейчас бывает представлено; бразильское, аргентинское кино – впервые за много лет; Сингапур, Филиппины в конкурсе. Нет Англии, нет Японии, нет совсем недавно модного Ирана или Дании. Канны пытаются открывать новые имена и новые территории.

- Также в этом году нет в конкурсе российских картин. Тем не менее, известно, что представительство нашей страны на фестивале будет довольно необычным. Расскажите об этом?
- Необычным оно будет потому, что, наконец, в год столетия русского кино решили сделать павильон русского кино. Но я хотел бы обратить внимание на то, что в Каннах будет четыре – три с половиной (один из них короткометражный дипломный фильм) – русских фильма, и все это дебюты. Они не участвуют в конкурсе, но они участвуют в основной программе. Мне кажется, что все эти внеконкурсные дебюты претендуют как минимум на приз "Золотая камера" - за лучший первый фильм. Они стоят тех двух замечательных, уважаемых, но все-таки уже и без Канн известных режиссеров – Сокурова и Звягинцева, которые были в конкурсе в прошлом году. Поэтому, даже если мы не получим никаких конкурсных наград, подобное дебютное участие – это очень здорово! Это говорит о том, что Канны – главный кинофестиваль мира – смотрит на Россию как на перспективную кинострану.

- Если поговорить о прогнозах, среди фаворитов нынешнего года – фильмы Вима Вендерса, Атома Эгояна, братьев Дарденнов. Вы согласны с таким прогнозом?
- Понимаете, у людей есть возможность говорить только об этих именах по одной простой причине: из большого конкурсного списка, в котором представлено много новичков и неизвестных режиссеров, знают только этих – названных Вами режиссеров. Братья Дарденны просто дважды за последние десять лет получали "Золотую Пальмовую ветвь". Что это значит? Что, скорее всего, третью они не получат, какой бы гениальный фильм ни был. Атом Эгоян – конечно, очень интересный режиссер, хотя к предыдущим его фильмам относились довольно критично. Вим Вендерс вообще, скорее всего, не имеет никаких шансов на главные призы любых фестивалей. Поэтому я практически убежден, что большая часть лауреатов, в том числе, возможно, лауреат главной награды – "Золотой Пальмовой ветви", - это будут молодые, мало известные режиссеры, что очень здорово!

Все материалы о кинофестивале>>>