10.10.2012 | 11:15

Эдвард Радзинский предложил свою версию таинственной смерти Моцарта

Тайны жизни и смерти великого композитора как музыкальная история. Известный писатель Эдвард Радзинский выступил в концертном зале имени Чайковского со своим авторским проектом – «Загадка Моцарта». В популярную легенду, называющую отравителем австрийского гения его коллегу Сальери, Радзинский не верит и предлагает свою версию произошедшего. Рассказ сопровождается музыкой самого Моцарта. Отрывки из симфоний и увертюр исполнили оркестр имени Светланова и «Мастера хорового пения». Рассказывают «Новости культуры».

«Никогда, никогда я не верил, что Сальери мог отравить Моцарта!» – так начинается письмо старого пианиста К. Эдварду Радзинскому. Музыкант в букинистическом магазине еще сталинского Ленинграда чудом нашел две тетради с пожелтевшей бумагой. Рукопись на немецком, которая стал ключом к разгадке тайны смерти австрийского гения.

«Несмотря на строгое воспитание отца, он был опасно пылок, – рассказывает Эдвард Радзинский. – В семь лет он умудрился страстно влюбиться. В кого, в Марию Антуанетту! В будущую королеву французов!»

Свою «Загадку Моцарта» историк разгадал еще в 90-х. Проект был создан, как пьеса по заказу радио и телевидения Италии. Ставить ее в России Радзинский долгие годы не хотел, считал слишком личной, опасался режиссерских фантазий. Говорит, сегодняшний культурный фон подтолкнул.

«Целый ряд таких тем, мне показался чрезвычайно важным сейчас, и я на это решился, – говорит Эдвард Радзинский. – Тем более, у нас же здесь есть сам Моцарт, его письма и значит его голос, но и другой более важный его голос – его музыка».

Музыку в спектакле, а это отрывки из симфоний, концертов, увертюр и арий Моцарта, исполняет оркестр имени Светланова вместе с «Мастерами хорового пения».

«И художник Эдвард Радзинский, и мы с оркестром и хором, мы стараемся сделать так, чтобы история была интересной, чтобы эта история тронула сердца слушателей», – отмечает приглашенный дирижер Михаил Грановский.

Если не тело, то душу Моцарта отравили в результате сложной, многоходовой интриги. Но удачливый Сальери, в учениках которого ходили Шуберт, Лист и Бетховен, а оперы имели бешеный успех, в этом невиновен.

«Представить себе, что этот самовлюбленный музыкант, итальянец позавидовал немцу, неудачнику в этот момент Моцарту, настолько позавидовал, чтобы отравить, нет, там должен быть другой персонаж», – уверен Эдвард Радзинский.

По версии Радзинского, другим персонажем был венский царедворец барон ван Свитен. Именно он, покровитель Моцарта, всю жизнь ненавидел композитора, именно он дал деньги на похороны гения в общей могиле и именно его дневники нашел старый пианист К. в Ленинграде.