18.05.2008 | 16:56

В зале имени Чайковского появился диск-клавир

На этом музыкальном инструменте можно сыграть не только "Неоконченную пьесу для механического пианино". Диск-клавир - так называется система, которая превращает обычный рояль в инструмент звукозаписи. А это значит, что рояль может воспроизвести игру конкретного пианиста со всеми особенностями его исполнительской манеры. Такой инструмент появился в Концертном зале имени Чайковского. Корреспондент "Новостей культуры" наблюдала за тем, как российские музыканты опробовали изобретение, способное изменить будущее пианистического искусства.

На этой сцене главный сейчас - не солист, не дирижер, а человек с дистанционным пультом.

Пианистка Екатерина Мечетина на диск-клавире играет впервые.

Екатерина Мечетина, пианист: "На этом инструменте можно делать удивительные вещи. Сегодня, как я понимаю, впервые в мире оркестр будет играть без физически присутствующего солиста. Это меня очень веселит и забавляет".

Выглядит диск-клавир, как обычный рояль, но, в отличие от обычного, проявляет самостоятельность.

Второй концерт Рахманинова играет не человек-невидимка, а сам инструмент, сохранившей в памяти исполнение Екатерины Мечетиной. Память у него хорошая.

Александр Брагинский, пианист и педагог (США): "Нажатие клавиши регистрирует оптическими датчиками 1035 положений, нажатие педали – 256 положений. И все это воспроизводится".

Александр Брагинский, профессор по классу фортепиано Университета штата Миннесота: "В этом году он в четвертый раз провел конкурс исполнителей, на котором диск-клавир используется для предварительного прослушивания. Конкурсанты записывают свое исполнение в 7 городах мира, а диск-клавир в Нью-Йорке в точности воспроизведет их игру для членов жюри".

Перед приездом в Москву Александр Брагинский посетил первый в мире межконтинентальный класс фортепианной игры. Учитель находился в Токио, ученик в Нью-Йорке. Брагинский верит, что диск-клавир, веб-камера и Интернет - будущее исполнительской школы. Пианист может использовать диск-клавир как тренажер. Записать отдельно одну руку и отрабатывать игру другой, замедлить или ускорить запись исполнения. Но одно дело - педагогика и конкурсы, другое – концертная практика.

Для дирижера играть без физически присутствующего солиста - задача новая.

Юрий Ткаченко, дирижер: "Как гонки на больших скоростях, "удержаться", выдержать темп. Но насколько это художественная задача- это вопрос. Что касается техники, это да, это интересно".

Будущее, в котором меломаны будут наслаждаться игрой Екатерины Мечетиной за своим домашним диск-клавиром, кажется ей отдаленным. И остаться без работы пианистка пока не боится.

Екатерина Мечетина, пианист: "Но вот я и работаю пока, кто-то же должен это записывать".

Сама идея диск-клавира не так уж нова. Механическое пианино существовало уже в начале прошлого века. На бумажные валики аппарата Вельте-Миньон записывали свою игру Малер и Скрябин. Но в эпоху технической воспроизводимости каждый шаг в борьбе за качество и точность воспроизведения может повлиять на то, что мы будем называть музыкой завтра.