19.05.2008 | 16:24

Алексей Мокроусов о российской акции "Ночь в музее"

О российской "Ночи в музее" в студии "Новостей культуры" рассказывает арт-критик Алексей Мокроусов.

- Акция "Ночь в музее" для России пока остается новинкой, но вот в мировой практике это уже привычное явление. Как оно, по-вашему, приживается в России?
- С легким трудом, мне кажется. Потому что мы еще не достигли тех высот, до которых уже дошли западноевропейские музеи. Там "Ночь музеев" буквально воплощает то, как она называется. То есть музеи открыты до трех-четырех утра, а есть такие акции "от заката до рассвета", когда музей закрывается с восходом солнца. Но, в целом, мы уже двигаемся в правильном направлении. В Петербурге организовали специальные автобусы, которые курсируют между музеями.

- Для привлечения нового зрителя современные музеи используют довольно оригинальные приемы. Расскажите, какие из них наиболее необычны, на Ваш взгляд?
- Вообще, конечно, проблема затащить человека в музей, который никогда там не был, - это сложная проблема. Во Франции она решается коллективными усилиями. Массмедиа играет огромнейшую роль в популяризации музеев. Все крупные газеты – даже желтые – имеют очень качественных арт-критиков в штате. Они пишут о выставках настолько часто и так убедительно, что очереди на Елисейских полях – скажем, в Гран-Пале или в Музей Орсэ, когда там проходит какая-нибудь временная выставка, - это норма. Хотя, с другой стороны, есть еще более дорогие и более эффективные методы воздействия на публику: например, построить музейное здание. Здание как аттракцион привлекает миллионы туристов. Есть город в Испании – Бильбао, где построен такой музей Гуггенхайма, который сам по себе является магнитом для людей. То есть всем хочется посмотреть вблизи и изнутри, как это выглядит. Я думаю, что такое средство привлечения публики – в смысле, музей как шоу, – это вполне удачная идея.

- В последнее время меняется сама концепция музейного дела. С чем это связано, и как, по Вашему мнению, будет выглядеть музей будущего?
- Задача всех сотрудников музеев во все века, хотя музей как общественный институт существует всего два столетия, была актуализировать те богатства, которые в музее хранятся. Я думаю, что здесь сейчас просто непаханое поле. Можно, как я уже сказал, строить новые здания, а можно, с другой стороны, приближать произведения искусства к каждому конкретному зрителю. Уже есть опыт в Европе, когда ты приходишь, например, в музей, где графика не выставлена, но ты можешь заказать любой графический лист из коллекции музея. Его положат на стол, и ты его можешь разглядывать неделю, месяц или год. Это может быть и Дюрер, и Рембрандт, и Тулуз-Лотрек – кто угодно. Мне кажется, такой тип музея "по заказу", который будет приходить к каждому по его желанию, может быть концепцией музея будущего.

Читайте также:
"Ночь открытых дверей" в московских музеях